|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Отрицательная Уже элеаты, особенно Зенон, заметили, что диалектика открытие противоречия в мыслях о предмете может быть средством, ведущим к познанию истины. Зенон развил ряд доказательств, напоминающих по своему логическому построению применяемые в математике так называе- мые <доказательства от противного>. Так, Зенон принимает-в качестве условного допущения,-что множество вещей мыслимо. Сделав это допущение, он доказывает затем, что из него необходимо вытекают взаимно противоречащие следствия по вопросам о свой- ствах элементов множества и о числе, или сумме, элементов мно- жества. Возникает ситуация, парадоксальная в логическом отношении. Так как доказательства всех противоречащих друг другу следствий логически безупречны, то необходимо заключить, что в основе их всех лежит общая им всем ложная предпосылка - условно принятое допущение, будто множество вещей мыслимо. Таким образом, эта предпосылка ложна, и множество вещей мыс- лимо быть не может. Метод аргументации Зенона получил применение в диалекти- ческих рассуждениях Сократа. В вопросо-ответной диалектике Со- крата часто повторяется и воспроизводится следующее логическое построение. После того как собеседник Сократа дал ответ на поставленный ему вопрос о сущности исследуемого явления, Со- крат задает собеседнику следующие - дополнительные - вопросы с таким расчетом, чтобы новые ответы собеседника оказались в логическом противоречии с ответом на первый вопрос. Заметив противоречие, собеседник вносит поправку в свой ответ. Но по- правка эта подвергается Сократом новому испытанию, или, как он его называет, <обличению> (^Xey^elv),-возникает противоречие между предыдущим определением и новым ответом. Вновь вносится поправка в искомое определение и т. д. В результате если и не достигается окончательное истинное определение (обычно именно так и бывает), то во всяком случае получается опровержение целого ряда мнений собеседника как мнений ложных. Прием этот проводится Сократом во множестве диалогов: то опровергается эстетическая теория знаменитого при- езжего рапсода (<Ион>), то теории посещавших Афины софистов (<Протагор>, <Горгий>, <Гиппий>), то учение представителя какой- нибудь философской школы (<Кратил>) и т. п. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||