Предыдущая страница Следующая страница

Яркими красками - психологическими и художественными -
рисует Платон состояние собеседника Сократа - недоумение и
смущение, переходящее порой в настоящее интеллектуальное
смятение и страх. Но еще важнее, чем этот -психологический -
эффект, результат логический и диалектический; чтобы прийти
к истине, необходимо, по Сократу, пройти через ворота проти-
воречия.

Конечно, не следует преувеличивать значение этого результата.
На этой стадии развития диалектики смысл и структура противо-

речия далеко еще не уточнены и играют в диалектике Сократа всего
лишь отрицательную роль: противоречие понимается не как запе-
чатление и не как выражение самой истины, а только как необхо-
димое условие приближения к ней -через устранение
заблуждения. Оно указывает путь к истине лишь в той мере, в какой
оно - именно как противоречие, как попытка совместить в мысли
несовместимое - оказывается несостоятельным и потому устраня-
ется, упраздняется, снимается. Противоречие в диалектике Со-
крата -не форма выражения истины и не прямое ее отражение.
Противоречие в ней - только стимул для дальнейшего исследова-
ния, которое необходимо приведет к самой истине, но которое в
качестве возвещения истины будет уже свободно от всякого проти-
воречия. Диалектика Сократа -там, где она имеет место,-раз-
вивается и осуществляется под знаком преодоления противоречия,
отрицания противоречия, изгнания противоречия.

Предметом знания может быть, по Сократу, только то, что
доступно целесообразной деятельности человека. Но так как, со-
гласно Сократу, наиболее подвластна человеку деятельность его
души, то главной задачей познания Сократ провозглашает самопоз-
нание, истолковав в этом, идеалистическом, смысле старинную
формулу дельфийского оракула: <Познай самого себя>. Не только
каждое отдельное действие должно, по Сократу, руководиться
известной целью, но, кроме того, должна существовать единая
общая и высшая цель, которой подчиняются все частные цели и
которая есть безусловное высшее благо. Последняя мысль резко
отделяет учение Сократа от крайнего релятивизма софистов. Однако
в условиях человеческой жизни Сократ признает относительный
релятивизм, неизбежный для всякой целесообразной деятельности:
благо обусловливается пользой и удовлетворением, так что хорошее
есть одновременно и полезное для достижения цели, с точки зрения
которой оно определяется как хорошее.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna