|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Яркими красками - психологическими и художественными - рисует Платон состояние собеседника Сократа - недоумение и смущение, переходящее порой в настоящее интеллектуальное смятение и страх. Но еще важнее, чем этот -психологический - эффект, результат логический и диалектический; чтобы прийти к истине, необходимо, по Сократу, пройти через ворота проти- воречия. Конечно, не следует преувеличивать значение этого результата. На этой стадии развития диалектики смысл и структура противо- речия далеко еще не уточнены и играют в диалектике Сократа всего лишь отрицательную роль: противоречие понимается не как запе- чатление и не как выражение самой истины, а только как необхо- димое условие приближения к ней -через устранение заблуждения. Оно указывает путь к истине лишь в той мере, в какой оно - именно как противоречие, как попытка совместить в мысли несовместимое - оказывается несостоятельным и потому устраня- ется, упраздняется, снимается. Противоречие в диалектике Со- крата -не форма выражения истины и не прямое ее отражение. Противоречие в ней - только стимул для дальнейшего исследова- ния, которое необходимо приведет к самой истине, но которое в качестве возвещения истины будет уже свободно от всякого проти- воречия. Диалектика Сократа -там, где она имеет место,-раз- вивается и осуществляется под знаком преодоления противоречия, отрицания противоречия, изгнания противоречия. Предметом знания может быть, по Сократу, только то, что доступно целесообразной деятельности человека. Но так как, со- гласно Сократу, наиболее подвластна человеку деятельность его души, то главной задачей познания Сократ провозглашает самопоз- нание, истолковав в этом, идеалистическом, смысле старинную формулу дельфийского оракула: <Познай самого себя>. Не только каждое отдельное действие должно, по Сократу, руководиться известной целью, но, кроме того, должна существовать единая общая и высшая цель, которой подчиняются все частные цели и которая есть безусловное высшее благо. Последняя мысль резко отделяет учение Сократа от крайнего релятивизма софистов. Однако в условиях человеческой жизни Сократ признает относительный релятивизм, неизбежный для всякой целесообразной деятельности: благо обусловливается пользой и удовлетворением, так что хорошее есть одновременно и полезное для достижения цели, с точки зрения которой оно определяется как хорошее. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||