|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Учение Сократа о знании как об определении ационалистическая общих понятий и применявшиеся Сократом r индуктивные приемы определения этических понятий сыграли роль в развитии логики. Ос- новная черта этики Сократа, тесно связанная с его взглядом на роль понятий, состоит в отождествлении нравственной доблести со знанием. По Сократу, деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями. Поэтому никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное дей- ствие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость - к совершенному знанию. Этот этический рационализм Сократа был предметом удивления уже у древних: Аристотель отмечал, что Сократ превратил добродетели в понятия, в науки или познания особого рода. Учение Сократа о знании как усмотрении общего посредством понятий было развито учеником Сократа Платоном в его теории <видов>, или <идей>. В начале IV в. до н.э. некоторыми учениками ""^^"""^ Сократа были основаны новые философские школы " ^ ^ школы, получившие наименование сократов- ских, или сократических. Таковы школы: 1) мегарская; 2) элидо- эретрийская; 3) киническая; 4) киренская. Первые три получили название по городам, где жили их руководители, последняя -по насмешливому прозвищу <пес>, данному ее представителю - Ди- огену из Синопа (не смешивать с Диогеном из Аполлонии). Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности, ведущих к благу. 1.Мегарская школа. Основанная уроженцем Мегары, учеником и ревностным почитателем Сократа Евклидом (не сме- шивать с математиком Евклидом), мегарская школа просущество- вала до середины III в. до н.э. и имела, кроме Евклида, ряд последователей: Евбулида, Диодора и Стилпона. В основе учения мегарской школы лежала мысль, будто предметом знания могут быть только <бестелесные виды> или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Ни чувственный мир, ни удостоверяемые ощущениями возникновение, гибель, движение и изменение невозможны, и всякая попытка мыслить их ведет к противоречиям. Для обоснова- ния этих положений мегарцы изобрели много доводов, в которых метафизически противопоставили общее единичному и в результате пришли (Стилпон) к софистическому отрицанию возможности относить общее понятие к единичным предметам [подробнее см. 20. Гл. II]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||