Предыдущая страница Следующая страница

Учение Сократа о знании как об определении
ационалистическая общих понятий и применявшиеся Сократом

r        индуктивные приемы определения этических

понятий сыграли роль в развитии логики. Ос-
новная черта этики Сократа, тесно связанная с его взглядом на роль
понятий, состоит в отождествлении нравственной доблести со
знанием. По Сократу, деятельность человека всецело определяется
его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий
целями. Поэтому никто не может заблуждаться или дурно поступать
по доброй воле: нет человека, который, зная, что он может сделать
нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив,
делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное дей-
ствие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость -
к совершенному знанию. Этот этический рационализм Сократа был
предметом удивления уже у древних: Аристотель отмечал, что
Сократ превратил добродетели в понятия, в науки или познания

особого рода. Учение Сократа о знании как усмотрении общего
посредством понятий было развито учеником Сократа Платоном в
его теории <видов>, или <идей>.
В начале IV в. до н.э. некоторыми учениками

""^^"""^    Сократа были основаны новые философские
школы         "                       ^     ^

школы, получившие наименование сократов-
ских, или сократических. Таковы школы: 1) мегарская; 2) элидо-
эретрийская; 3) киническая; 4) киренская. Первые три получили
название по городам, где жили их руководители, последняя -по
насмешливому прозвищу <пес>, данному ее представителю - Ди-
огену из Синопа (не смешивать с Диогеном из Аполлонии). Каждая
из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы
о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих
понятий, об их достоверности и о целях практической деятельности,
ведущих к благу.

1.Мегарская школа. Основанная уроженцем Мегары,
учеником и ревностным почитателем Сократа Евклидом (не сме-
шивать с математиком Евклидом), мегарская школа просущество-
вала до середины III в. до н.э. и имела, кроме Евклида, ряд
последователей: Евбулида, Диодора и Стилпона. В основе учения
мегарской школы лежала мысль, будто предметом знания могут быть
только <бестелесные виды> или общее, постигаемое посредством
понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по
природе. Ни чувственный мир, ни удостоверяемые ощущениями
возникновение, гибель, движение и изменение невозможны, и
всякая попытка мыслить их ведет к противоречиям. Для обоснова-
ния этих положений мегарцы изобрели много доводов, в которых
метафизически противопоставили общее единичному и в результате
пришли (Стилпон) к софистическому отрицанию возможности
относить общее понятие к единичным предметам [подробнее см.
20. Гл. II].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna