Предыдущая страница Следующая страница

2. Э лидо-эретрийска я школа. Элидо-эретрийская
школа была основана Федоном из Элиды; один из деятелей этой
школы Менедем положил впоследствии начало эретрийской школе.
Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями
красноречия, однако школа их не прибавила оригинальных идей к
учению мегарцев, с которыми ее представители разделяли взгляд
на единство доблести и блага.

3. Киническая школа. Основателем кинической шко-
лы был Антисфен (вторая половина V - первая половина IV в. до
н. э.), слушавший софистов, а затем примкнувший к Сократу.
Антисфен резко выступал против учения Платона о бестелесных
постигаемых умом <видах>, или <идеях>. Из учеников Антисфена
выделился Диоген из Синопа (умер в 323 г. до н.э.), прославившийся
невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял раз-
витый им идеал этического поведения. Учением и примером Дио-
гена были захвачены Кратес из Фив и его жена Гиппархия. Идеи

кинической этики обнаруживают свою силу еще в III в. до н.э., но
в дальнейшем киническая школа сливается со стоицизмом, выдви-
нув, однако, в первых двух веках нашей эры нескольких ярких
представителей.

Чему учил Антисфен? Основное теоретическое положение Ан-
тисфена - отрицание реальности общего. Существуют только еди-
ничные вещи. Понятие есть лишь слово, объясняющее то, чем вещь
бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным пред-
метам общих понятий невозможно: невозможно ни соединение
различных понятий в единстве суждения, ни определение понятий,
ни даже противоречие, так как о всякой вещи может быть высказано
только суждение тождества, вроде: конь есть конь, стол есть стол.
Учение Платона об умопостигаемых <видах> несостоятельно, так
как восприятию доступен единичный, чувственно воспринимаемый
экземпляр вида, но никак не самый <вид> или <идея>.

По этике киников мудрость состоит не в недоступном для
человека теоретическом знании, но лишь в познании блага. Истин-
ное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица,
а целью добродетельной жизни может быть не богатство, не здоровье
и даже не сама жизнь (все это блага, нам неподвластные), а лишь
спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает чело-
века зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных
и условных понятий, принятых среди людей. Отсюда мораль аске-
тизма, идеал крайней простоты, граничащей с <докультурным>
состоянием, презрение к большинству нужд и потребностей, кроме
основных, без которых сама жизнь была бы невозможна, насмешка
над всеми условностями, над религиозными предрассудками, про-
поведь безусловной естественности и безусловной личной свободы.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna