|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница 2. Э лидо-эретрийска я школа. Элидо-эретрийская школа была основана Федоном из Элиды; один из деятелей этой школы Менедем положил впоследствии начало эретрийской школе. Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями красноречия, однако школа их не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев, с которыми ее представители разделяли взгляд на единство доблести и блага. 3. Киническая школа. Основателем кинической шко- лы был Антисфен (вторая половина V - первая половина IV в. до н. э.), слушавший софистов, а затем примкнувший к Сократу. Антисфен резко выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом <видах>, или <идеях>. Из учеников Антисфена выделился Диоген из Синопа (умер в 323 г. до н.э.), прославившийся невозмутимой последовательностью, с какой он осуществлял раз- витый им идеал этического поведения. Учением и примером Дио- гена были захвачены Кратес из Фив и его жена Гиппархия. Идеи кинической этики обнаруживают свою силу еще в III в. до н.э., но в дальнейшем киническая школа сливается со стоицизмом, выдви- нув, однако, в первых двух веках нашей эры нескольких ярких представителей. Чему учил Антисфен? Основное теоретическое положение Ан- тисфена - отрицание реальности общего. Существуют только еди- ничные вещи. Понятие есть лишь слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным пред- метам общих понятий невозможно: невозможно ни соединение различных понятий в единстве суждения, ни определение понятий, ни даже противоречие, так как о всякой вещи может быть высказано только суждение тождества, вроде: конь есть конь, стол есть стол. Учение Платона об умопостигаемых <видах> несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно воспринимаемый экземпляр вида, но никак не самый <вид> или <идея>. По этике киников мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании, но лишь в познании блага. Истин- ное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью добродетельной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь (все это блага, нам неподвластные), а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает чело- века зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей. Отсюда мораль аске- тизма, идеал крайней простоты, граничащей с <докультурным> состоянием, презрение к большинству нужд и потребностей, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна, насмешка над всеми условностями, над религиозными предрассудками, про- поведь безусловной естественности и безусловной личной свободы. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||