Предыдущая страница Следующая страница

4. К иренска я школа. Киренская школа была основана
уроженцем африканской Кирены Аристиппом и продолжена Аре-
той, Антипатром, а затем Феодором, Гегесием и Анникеридом
(около 320-280 гг. до н. э.). Вместе с киниками Аристипп исходит
из убеждения, что предметом знания может быть только практиче-
ски достижимое благо. Так как орудием познания могут быть, по
Аристиппу, только наши ощущения и так как в ощущениях пости-
гаются будто бы не свойства самих вещей, а лишь наши собствен-
ные, совершенно индивидуальные состояния, то критерием блага
может считаться только испытываемое нами при ощущении наслаж-
дение или страдание. Наслаждение не может быть состоянием
безразличного покоя, а лишь положительным удовольствием, прости-
рающимся не на прошлое и не на будущее, а лишь на настоящее.
Только отдельное, заполняющее данный миг удовольствие имеет
цену и должно быть предметом стремлений. Так как ни прошлое,
ни будущее нам не принадлежит, то ни раскаяние, ни надежда на
будущее, ни страх перед будущим не имеют никакого смысла. Цель
жизни - в наслаждении настоящим. Из всех возможных наслаж-
дений наиболее желательны чувственные, так как они самые силь-

ные. Однако средством к достижению счастья должна быть свобода,
которая дала бы нам силу отказаться от недостижимого удовольст-
вия или от удовольствия, удовлетворение которого грозит причи-
нить нам страдание. Поэтому философ должен быть одинаково
готов как к тому, чтобы воспользоваться ими, если позволят обсто-
ятельства, так и к тому, чтобы с легким и беспечальным сердцем
от них отказаться. Из учения Аристиппа Феодор вывел отрицание
существования богов и необязательность этических норм для муд-
реца. В отличие от Аристиппа Феодор целью деятельности считал
не наслаждение единичными удовольствиями, а радость, стоящую
выше отдельных благ и предполагающую в том, кто к ней стремится,
рассудительность.

2. ПИФАГОРЕЙЦЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ V-IV ВВ. ДО Н. Э.

Современниками Сократа и Демокрита, Платона и Аристотеля
были философы, называемые пифагорейцами, но представляющие
в сравнении с первыми учениками Пифагора новую фазу в развитии
пифагорейского учения. Главным их представителем в V в. дон. э.
считается Филолай, о котором сообщают, что он после разгрома
Кротонского союза эмигрировал в греческие Фивы, и которому
приписывают дошедшее в отрывках сочинение <О природе>. Сопо-
ставленные с Аристотелем, фрагменты Филолая, можно считать,
представляют учение поздних пифагорейцев.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna