|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница 4. К иренска я школа. Киренская школа была основана уроженцем африканской Кирены Аристиппом и продолжена Аре- той, Антипатром, а затем Феодором, Гегесием и Анникеридом (около 320-280 гг. до н. э.). Вместе с киниками Аристипп исходит из убеждения, что предметом знания может быть только практиче- ски достижимое благо. Так как орудием познания могут быть, по Аристиппу, только наши ощущения и так как в ощущениях пости- гаются будто бы не свойства самих вещей, а лишь наши собствен- ные, совершенно индивидуальные состояния, то критерием блага может считаться только испытываемое нами при ощущении наслаж- дение или страдание. Наслаждение не может быть состоянием безразличного покоя, а лишь положительным удовольствием, прости- рающимся не на прошлое и не на будущее, а лишь на настоящее. Только отдельное, заполняющее данный миг удовольствие имеет цену и должно быть предметом стремлений. Так как ни прошлое, ни будущее нам не принадлежит, то ни раскаяние, ни надежда на будущее, ни страх перед будущим не имеют никакого смысла. Цель жизни - в наслаждении настоящим. Из всех возможных наслаж- дений наиболее желательны чувственные, так как они самые силь- ные. Однако средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отказаться от недостижимого удовольст- вия или от удовольствия, удовлетворение которого грозит причи- нить нам страдание. Поэтому философ должен быть одинаково готов как к тому, чтобы воспользоваться ими, если позволят обсто- ятельства, так и к тому, чтобы с легким и беспечальным сердцем от них отказаться. Из учения Аристиппа Феодор вывел отрицание существования богов и необязательность этических норм для муд- реца. В отличие от Аристиппа Феодор целью деятельности считал не наслаждение единичными удовольствиями, а радость, стоящую выше отдельных благ и предполагающую в том, кто к ней стремится, рассудительность. 2. ПИФАГОРЕЙЦЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ V-IV ВВ. ДО Н. Э. Современниками Сократа и Демокрита, Платона и Аристотеля были философы, называемые пифагорейцами, но представляющие в сравнении с первыми учениками Пифагора новую фазу в развитии пифагорейского учения. Главным их представителем в V в. дон. э. считается Филолай, о котором сообщают, что он после разгрома Кротонского союза эмигрировал в греческие Фивы, и которому приписывают дошедшее в отрывках сочинение <О природе>. Сопо- ставленные с Аристотелем, фрагменты Филолая, можно считать, представляют учение поздних пифагорейцев. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||