|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница По сообщению Аристотеля, эти пифагорейцы, предавшись ма- тематическим занятиям, стали считать началами всего числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и так как числа - первичные элементы всех матема- тических начал. Но и числа восходят, по взгляду поздних пифаго- рейцев, к еще более первичным началам, которыми пифагорейцы считали соединение <предела> и <беспредельного>. Единству мате- риального начала милетцев они противопоставляли два начала, из которых <беспредельное> есть неоформленное вещество, а <пре- дел> -начало оформления. Числовьми отношениями не только определяются отношения и порядок вещей, но числа принимаются поздними пифагорейцами за начала и в качестве материи вещей, и в качестве выражения их состояний. При этом числа имеют бытие, не отдельное от вещей; сами чувственные сущности рассматрива- ются как состоящие из чисел. Воззрение это было подготовлено сведением геометрических величин к арифметическим: точка упо- доблялась единице, линия -двойке, плоскость -тройке, тело - четверке. Впоследствии крупнейший из поздних пифагорейцев Архит из Тарента (начало IV в. дон. э.) ввел метод построения геометрических тел из движущихся точек, линий и плоскостей, не считаясь с тем, что при этом чувственно воспринимаемые свойства физических тел оставались необъясненными. Метод этот, дававший результат в области геометрических отвлеченных построений, был распространен на объяснение свойств вещей и явлений любых областей, вырождаясь в фантастическую и произвольную игру аналогиями. Так, по сообщению Аристотеля, пифагорейцы сводили к числам справедливость, душу, разум, благоприятное для действия время и т.д. Критикуя [см.: Метафизика. Кн. 14. Гл. 3] это воззрение пифагорейцев, Аристотель отмечает, что, поскольку пифагорейцы <делают из чисел физические тела, из вещей, не имеющих тяжести и легкости -такие, у которых есть тяжесть и легкость,-получа- ется впечатление, что они говорят о другом небе и о других телах, |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||