|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница а не о чувственных> [Met. 1090а 32-35]. Однако сведением всех вещей к числам <впервые высказывается>, как отметил Ф. Энгельс, <мысль о закономерности вселенной> [37. Т. 20. С. 503]. Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю, если бы природа не определялась числом, познание было бы невозможно. Число направляет и научает каждого относительно всего сомнительного и неизвестного. Прилаживая все вещи к ощущению в душе, число делает их познаваемыми и соответству- ющими друг другу, сообщает им телесность и разделяет понятия о вещах беспредельных и ограниченных. Основная для пифагорейцев противополож- протик^^тостей ность предела и беспредельного дает начало и космос ряду производных противоположностей: не- четного и четного, единого и многого, покоя- щегося и движущегося и т. д. Одни из этих противоположностей относятся к области арифметики и геометрии, другие - к области физики, третьи - к биологии и явлениям нравственной жизни. Возникновение из противоположностей мирового строя (термин <космос> в смысле миростроя введен пифагорейцами) предполагает гармонию, которая есть соединение смеси разногласного. Согласно пифагорейцам, мир образуется в процессе гармонич- ного устроения противоположностей и в результате принимает форму шара. В области астрономии пифагорейцы делают огромный шаг вперед в сравнении с предшествующим и современным им материализмом. На место устаревших представлений Анаксимена и атомистов о плоской форме Земли, поддерживаемой снизу воз- духом, пифагореец Архит и его ученики выдвигают математически обоснованное учение о шарообразности Земли. Движение Земли, Луны, Солнца и планет равномерно и происходит по геометрически правильным орбитам не в воздухе, облегающем Землю и заполня- ющем ее пустоты, а в эфире. Перенеся сделанные в акустике наблюдения в теорию движения планет, пифагорейцы принимают, что скорости движения планет обратно пропорциональны длине их путей, или их удалению от центра их обращений. В дальнейшем развитие этой теории пошло еще более быстрым темпом. Ученик Архита математик Евдокс ввел для объяснения видимых неравенств в движениях планет гипотезу о концентрических сферах, к которым прикреплены светила и которые вращаются с равномерной скоро- |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||