|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Основываясь на принципах атомизма, Демокрит снимает ост- роту проблемы. По Демокриту, все математические предметы - тела, поверхности, линии - состоят из атомарных, т. е. неделимых, элементов. Но это значит, что никакие иррациональные отношения невозможны. Любое отношение каких угодно величин есть отно- шение между целыми числами, выражающими количества недели- мых атомарных элементов. Диагональ квадрата, так же как и стороны его, состоит из весьма большого числа неделимых элемен- тов, количество которых конечно и всегда может быть выражено целым числом. Теория эта вступила в противоречие с непререкаемыми резуль- татами геометрии. Для устранения противоречия Демокрит ввел различение видов знания - чувственного и умозрительного. Ирра- циональное отношение представляется реальным, согласно его объяснению, только для мысли, опирающейся на чувственное восприятие. Такую мысль Демокрит называет <темной>. Для нее диагональ и сторона квадрата кажутся сплошными линиями, отно- шение между ними может быть иррациональным. Но для умозрения, достигающего последних элементов реальности - атомарных эле- ментов, в мире нет ничего иррационального. Как отнеслись к этой - атомистической - теории математики современные Демокриту и последующие ученые? У них эта теория математики встретила сильное сопротивление. И действительно. Основное воззрение этой теории состояло в отрицании бесконечной делимости тел и величин. Атомистическая теория утверждала, будто такое идущее в бесконечность деление невозможно. Оно невозмож- но не только как реальное физическое раздробление материальной частицы на все более мелкие части. Оно невозможно даже в мысли -как мысленное продолжение деления, после того как достигнута технически осуществимая граница делимости. Теория Демокрита утверждает, будто для любого тела и для любого мате- матического элемента существует предел делимости. Этот предел и есть атом - наименьшая величина в абсолютном смысле слова. Математика, построенная Демокритом на основе этого воззре- ния, была свободна от внутренних логических противоречий. Од- нако положения этой математики явно противоречили чувственной интуиции реальности, на которую опиралась современная Демок- риту и последующая античная математика. Но Демокрит апеллирует не к чувственной интуиции, не к непосредственному наглядному созерцанию. Его теория имеет в виду объекты, доступные только миру мысли. Теория Демокрита призывала порвать с обычным представлением, согласно которому начавшемуся делению тела или величины принципиально нельзя положить предела. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||