|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Левкипп и Демокрит не ограничились тем, что последовательно применяли причинную (каузальную) точку зрения во всевозможных областях научного мышления и исследования. Принцип причинной связи атомисты осознали и сформулировали также и в логической теории. Из сочинения Левкиппа <Об уме> сохранился в передаче Аэция текст, в котором Левкипп утверждает: <Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь осно- вании и в силу необходимости> [50. II. С. 10; 36. С. 208]. В исследовании и открывании причинных связей атомисты видели научную задачу величайшей важности. Из названий ряда сочинений Демокрита видно, что сочинения эти были посвящены рассмотрению причинных отношений (<Причины небесных явле- ний>, <Причины, касающиеся законов> и т. д.). В трех книгах <Канонов> последовательно излагалось учение о трех критериях познания. Из них первый касался чувственного познания явлений, второй - мышления, посредством которого ведется научное исследование, третий -желательного и нежела- тельного, которым определяется наше стремление приблизиться к предмету или отдалиться от него. Таким образом, в <Канонах> было изложено учение Демокрита о видах знания. Вопросы логики не отделялись здесь от вопросов теории познания. Подробностями логических теорий Демокрита мы не распола- гаем. В своей теории знания Демокрит, не противо- поставляя ум ощущению, точно различал их. Но в своей психологии он подчеркнул их общность, их единую основу. Это не противоречие во взглядах Демокрита и не две различные стадии в развитии его взглядов, а различение двух вопросов: вопроса о разграничении функций ощущения и ума в познании и вопроса об их источнике. Однако из того, что Левкипп и Демокрит единой основой знания считали чувственные восприятия, еще невозможно определить, какова их философская позиция в теории познания. Поэтому в отношении Левкиппа и Демокрита мы должны идти дальше и поставить вопрос о том, как они понимали само чувственное восприятие: идеалистически или материалистически. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||