|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Рассмотрение этого нового вопроса показывает, что в своем объяснении явлений чувственного восприятия атомисты несомнен- но стояли на материалистической точке зрения. Они не только видели в чувствах первую ступень в добывании объективного знания реальности, но и пытались развить материалистическую теорию самого чувственного восприятия. Об этом мы имеем авторитетное свидетельство Теофраста. Больше того. Характеризуя учение Де- мокрита о телесной основе чувственных восприятий, Теофраст обращает внимание на глубокое различие и даже на противополож- ность между материалистической теорией Демокрита и теорией восприятия идеалиста Платона. Демокрит объясняет восприятие и другие виды деятельности души на основе материалистического атомизма. Он стремится определить материальный базис чувственного восприятия. Объяс- нения Демокрита наивны, иногда грубы, но имеют большое прин- ципиальное значение как попытка провести также и в психологии материалистическую точку зрения. По Демокриту, душа - собра- ние, временное соединение атомов. Но так как душа приводит тело в движение и так как самая подвижная из всех форм - шарообраз- ная, то душа состоит из шарообразных атомов. Это атомы огня, подвижнейшего из всех элементов. Согласно свидетельству Аристо- теля, Демокрит наиболее отчетливо развил взгляд тех греческих ученых, которые полагали, что душа - огонь. Демокрит первый пытался раскрыть механизм каждого отдель- ного вида ощущений. Особенно интересна предложенная им теория зрительных ощущений. Оригинальность ее отмечает Теофраст. Ви- дение, по мнению Демокрита, возникает из отражения, однако это отражение не зеркальное. Оно не прямо возникает в зрачке, а воздух, находящийся между глазом и рассматриваемым предметом, <полу- чает отпечаток, сдавливаясь видимым и видящим> [75. С. 50; 51. С. 513; 36. С. 282]. Затем воздух, став плотным и приняв другой цвет, отражается во влажной части глаз. Материалистическим у Демокрита было понимание не только ощущений, но также и мышления. По сообщению того же Теофраста, Демокрит ставил мышление в зависимость от смеси, образующей тело. И это, по Теофрасту, вполне последовательно: так как Демок- рит превращает душу в тело, то ему приходится именно таким образом объяснять мышление - как процесс, соответствующий гармоничному смешению веществ, из которых состоит душа. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||