Предыдущая страница Следующая страница

Чрезвычайно оригинально учение Демокрита о роли души и
дыхания в механическом равновесии, на котором, по Демокриту,
основывается жизнь, а также сопротивление, которое жизнь ока-
зывает смерти. А именно: среда, окружающая тела, давит и вытес-
няет атомы, находящиеся внутри их и дающие животным движение.
Но наперекор этому давлению атомы, находящиеся вне тела и
входящие в тело через дыхание, не позволяют им выйти из тела,
препятствуют сгущению и охлаждению под влиянием внешнего
давления. Животные живут до тех пор, пока могут совершать это
действие.

При этом Аристотель подчеркнул, что психологическая теория
Демокрита имеет исключительно причинный характер.

Хотя душа и дыхание необходимы для поддержания жизни,
Демокрит вовсе не рассматривает их с точки зрения целевого
назначения. Его интересует только причинный механизм их воз-
никновения и действия.

Взгляд на душу как на соединение шаровидных огненных атомов
привел Демокрита к выводу о смертности души и к замечательной
для того времени материалистической трактовке умирания. Так как
выход из тела атомов, образующих душу, происходит не мгновенно,
а в известный период времени, то смерть, по Демокриту, не
мгновенное событие, а процесс, длящийся во времени. А так как
душа-начало движений, происходящих в теле, то известные
движения и изменения происходят в организме и после того, как
признаки дыхания и одушевления кажутся покинувшими тело. При
этом Демокрит ссылался на данные наблюдения - на рост ногтей
и волос у умерших.

Материализм Демокрита тесно связан с традицией древнегре-
ческого материализма ионийских физиков. Подобно Гераклиту,
Демокрит сводит душу к огненному началу. Подобно милетским
материалистам, он утверждает всеобщее оживление всей природы.
Жизнь отличается от нежизни только количеством круглых огнен-
ных атомов, находящихся в теле. Но атомы эти находятся не только
в телах животных и человека. Они находятся всюду: в камнях, в
растениях, в трупах животных.

Провести этот взгляд Демокрит мог только потому, что душа,
как он ее понимал, не связана необходимо с одним-единственным
органом и центром локализации. Только разумная часть души строго
локализована и помещается в груди, но часть неразумная рассеяна
по всему телу [51. С. 390; 36. С. 276].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna