|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В учении Демокрита о богах сочетаются кри- Вопрос о богах ^ " * тика традиционной религии, рационализм с пережитками религиозных и магических представлений. С одной стороны, Демокрит отвергает представления о богах, созданные мифологической традицией. Даже верховный бог грече- ского Олимпа, Зевс, для Демокрита только воздух - вместилище всех огненных атомов. Демокрит полагает, что представления о богах в народной религии порождены страхом перед непонятными явлениями природы, не подвластными человеку и, наоборот, гос- подствующими над ним. Не удивительно поэтому, что уже античные идеалисты бранили учение Демокрита о богах как безбожное. Особенно несовместимым с религией казалось отрицание вечности богов. Однако Демокрит не отказался целиком от представления ре- лигии о богах. Он не отвергает религиозное мировоззрение, но перерабатывает его в соответствии с атомистической теорией и с сохранившимися у него пережитками магических представлений. Вопрос о существовании богов ставился у Демокрита в связь с его учением об огненных атомах. Особенно много круглых огненных атомов носится в воздухе. Воздух -не только вещественная среда, посредством которой происходит необходимое для жизни вдыхание и выдыхание. Воздух, кроме того, наполнен атомами души. Но он наполнен не только отдельными атомами души. Воздух полон образами, возникающими из вихря круглых огненных атомов. Об- разы эти - боги. Образованные соединением атомов, они с трудом поддаются разрушению, т. е. разложению. Существование их дли- тельно, но все же не вечно. Боги Демокрита - образы, подобные человеку. Приближаясь к людям, одни из этих образов действуют благотворно, другие зловредны. Они предвещают людям будущее своим видом и звуками, которые они издают. Воззрение это магическое. По Демокриту, воздушное простран- ство наполнено множеством демонических <образов>, способных воздействовать на человека и в свою очередь доступных воздействию на них человека. Это воздействие возможно благодаря истечениям, которые исходят от предметов, существ природного мира, в том числе от человека, а также от демонических божественных образов. Взгляд этот сделал для Демокрита возможным и веру в предзнаме- нования, в вещие сны, и веру в дурной глаз, и веру в действие молитвы. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||