Предыдущая страница Следующая страница

В учении Демокрита о богах сочетаются кри-
Вопрос о богах                   ^ "                    *
тика традиционной религии, рационализм с

пережитками религиозных и магических представлений.

С одной стороны, Демокрит отвергает представления о богах,
созданные мифологической традицией. Даже верховный бог грече-
ского Олимпа, Зевс, для Демокрита только воздух - вместилище
всех огненных атомов. Демокрит полагает, что представления о
богах в народной религии порождены страхом перед непонятными
явлениями природы, не подвластными человеку и, наоборот, гос-
подствующими над ним. Не удивительно поэтому, что уже античные
идеалисты бранили учение Демокрита о богах как безбожное.
Особенно несовместимым с религией казалось отрицание вечности
богов.

Однако Демокрит не отказался целиком от представления ре-
лигии о богах. Он не отвергает религиозное мировоззрение, но
перерабатывает его в соответствии с атомистической теорией и с
сохранившимися у него пережитками магических представлений.

Вопрос о существовании богов ставился у Демокрита в связь с
его учением об огненных атомах. Особенно много круглых огненных
атомов носится в воздухе. Воздух -не только вещественная среда,
посредством которой происходит необходимое для жизни вдыхание
и выдыхание. Воздух, кроме того, наполнен атомами души. Но он
наполнен не только отдельными атомами души. Воздух полон
образами, возникающими из вихря круглых огненных атомов. Об-
разы эти - боги. Образованные соединением атомов, они с трудом
поддаются разрушению, т. е. разложению. Существование их дли-
тельно, но все же не вечно. Боги Демокрита - образы, подобные
человеку. Приближаясь к людям, одни из этих образов действуют
благотворно, другие зловредны. Они предвещают людям будущее
своим видом и звуками, которые они издают.

Воззрение это магическое. По Демокриту, воздушное простран-
ство наполнено множеством демонических <образов>, способных
воздействовать на человека и в свою очередь доступных воздействию
на них человека. Это воздействие возможно благодаря истечениям,
которые исходят от предметов, существ природного мира, в том
числе от человека, а также от демонических божественных образов.
Взгляд этот сделал для Демокрита возможным и веру в предзнаме-
нования, в вещие сны, и веру в дурной глаз, и веру в действие
молитвы.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna