|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Однако магическое воззрение Демокрита основывается не на идеалистической мистике, не на вере в сверхъестественные силы, а на естественнонаучных предположениях. В основе магических представлений Демокрита лежит не божественная воля, а атомарное строение тел природы и вихри атомов, из которых возникают и небесные светила, и воздух, и носящиеся в воздухе божественные образы. Этот натуралистический и даже материалистический харак- тер учения Демокрита о магическом действии истечений засвиде- тельствован у Плутарха. Учение Демокрита о душе вводит нас в его Учение о человеке п " кудьтупе учение о культуре. Демокрит, во-первых, при- внес в понятие о культуре идею ее развития. До Демокрита мысль эта высказывалась его предшественниками как мысль об изменении природы. Начиная с Анаксимандра была выдвинута идея о постепенном развитии органической жизни, о происхождении животных, ныне населяющих сушу, из морских животных и о появлении человека из рыбоподобных существ. Ксенофан и другие обогатили мысль об изменениях в природе своими наблюдениями над останками ископаемых, находимыми и в настоящее время вдалеке от моря и на большой высоте. Анаксагор высказал гениальную мысль о том значении, какое в умственном развитии человека имела рука, о применении руки в качестве орудия технического действия. Однако ни у кого из этих предшественников Демокрита мы не находим еще ясного понятия о развитии человеческой культуры - материальной и умственной. Во-вторых, новое в учении Демокрита о культуре, кроме учения о развитии,-мысль о том, что движущей силой этого развития были нужда и польза, т. е. пригодность для удовлетворения нужды- По Демокриту, первая и самая великая из всех нужд есть добывание пищи, для того чтобы существовать и жить. Второе место занимает потребность в жилище, третье - в одежде. Материальная нужда толкуется у Демокрита как постоянно действующая коренная причина изменений, происходящих в развитии общества. Однако непосредственным поводом к возникновению этих изменений Де- мокрит считает осознание людьми пользы для их жизни от ново- введений. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||