Предыдущая страница Следующая страница

Однако магическое воззрение Демокрита основывается не на
идеалистической мистике, не на вере в сверхъестественные силы,
а на естественнонаучных предположениях. В основе магических
представлений Демокрита лежит не божественная воля, а атомарное
строение тел природы и вихри атомов, из которых возникают и
небесные светила, и воздух, и носящиеся в воздухе божественные
образы. Этот натуралистический и даже материалистический харак-
тер учения Демокрита о магическом действии истечений засвиде-
тельствован у Плутарха.

Учение Демокрита о душе вводит нас в его
Учение о человеке                    п

" кудьтупе     учение о культуре. Демокрит, во-первых, при-
внес в понятие о культуре идею ее развития.
До Демокрита мысль эта высказывалась его предшественниками
как мысль об изменении природы. Начиная с Анаксимандра была
выдвинута идея о постепенном развитии органической жизни, о
происхождении животных, ныне населяющих сушу, из морских
животных и о появлении человека из рыбоподобных существ.
Ксенофан и другие обогатили мысль об изменениях в природе
своими наблюдениями над останками ископаемых, находимыми и
в настоящее время вдалеке от моря и на большой высоте. Анаксагор
высказал гениальную мысль о том значении, какое в умственном
развитии человека имела рука, о применении руки в качестве орудия
технического действия.

Однако ни у кого из этих предшественников Демокрита мы не
находим еще ясного понятия о развитии человеческой культуры -
материальной и умственной.

Во-вторых, новое в учении Демокрита о культуре, кроме учения
о развитии,-мысль о том, что движущей силой этого развития
были нужда и польза, т. е. пригодность для удовлетворения нужды-

По Демокриту, первая и самая великая из всех нужд есть
добывание пищи, для того чтобы существовать и жить. Второе место
занимает потребность в жилище, третье - в одежде. Материальная
нужда толкуется у Демокрита как постоянно действующая коренная
причина изменений, происходящих в развитии общества. Однако
непосредственным поводом к возникновению этих изменений Де-
мокрит считает осознание людьми пользы для их жизни от ново-
введений.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna