|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В учении Демокрита мысль о материальной причине изменений, приводящих к развитию общества, сочетается с мыслью о роли сознания - осознания пользы - в жизни общества. Материализм - только последний фон объяснения. На первый план выдвинута роль сознания. Никакого понятия о способе мате- риального производства, о зависимости сознания людей от этого способа производства и от происходящих в нем изменений Демок- рит, конечно, еще не имеет. Такое же сочетание мысли о природной - материальной - нужде и о человеческом установлении, обусловленном сознанием пользы, мы находим в учении Демокрита о языке и об его возник- новении. К исходу V в. до н.э. перед греческой наукой возник важный вопрос: в каком отношении слова языка стоят к предметам, обоз- начаемым этими словами? Иначе говоря, на чем основана связь между словом и предметом: на сходстве слова с природой обознача- емого им предмета или на простом соглашении, т. е. условии, принятом между людьми и гласящем, что такой-то предмет будет впредь обозначаться таким-то словом - без отношения слова к природе самого предмета? Согласно первой из этих точек зрения, связь слова с предметом существует по природе, согласно второй - не по природе, а по установлению. Демокрит сочетает в своем учении о языке обе эти точки зрения, но таким образом, что верх у него явно берет вторая из них. С одной стороны, возникновение языка он выводит из той же материальной нужды, которая, согласно его учению, составляет основу всех изменений в жизни общества. Развивая эту мысль, Демокрит, по-видимому, полагал, будто слово есть изображение самого пред- мета. В этом же смысле он говорил, например, что <имена богов - звучащие изображения их> 150. II. Fr. 148. S. 87]. Однако, с другой стороны, вникая глубже в вопрос об отноше- нии слова - имени - к предмету, Демокрит приходил к выводу, что само отношение слова к предмету обусловлено уже не природой самого предмета, а только согласием, принятым между членами данного общества, говорящего на данном языке. О таком решении вопроса Демокритом ясно свидетельствует в комментарии к <Кра- тилу> Платона поздний неоплатоник Прокл. Таким образом, язык, по Демокриту,-не просто <природное> явление, а своеобразное его продолжение. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||