|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Характерный для всех атомистов взгляд на культуру как на своеобразное продолжение природы рельефно выступает также в суждениях Демокрита об искусстве. От Демокрита ведет начало теория, согласно которой искусство - <подражание> природе. При этом у Демокрита еще не отделяется <искусство> в смысле деятель- ности, порождающей художественные произведения, от <искусства> в гораздо более широком смысле -в смысле техники, ремесла, приемов ухода за растениями в сельском хозяйстве и т.д. Во всех этих <искусствах> источником их Демокрит считает подражание тому, что человек наблюдает в деятельности животных. . Об этом источнике человеческого искусства прямо говорит текст Демокрита, сообщаемый Плутархом: <От животных мы путем под- ражания научились важнейшим делам: а именно: мы - ученики паука в ткацком и портняжном ремеслах, ученики ласточки в построении жилищ и ученики певчих птиц, лебедя и соловья в пении> [65. 20, 974а; 50. II. Fr. 154. S. 90; 36. С. 306]. Учению Демокрита, согласно которому природа - источник искусства и первая наставница человека в деле искусства, никак не противоречит предложенное Демокритом объяснение вдохновения. А именно, по Демокриту, художественное вдохновение есть будто бы род божественного наития и даже род некоторого безумия. Так характеризуют взгляд Демокрита на вдохновение римские писатели Цицерон и Гораций. Как согласуется этот взгляд Демокрита с его учением об искус- стве как о <подражании> природе? В основе мысль Демокрита ясна. Вдохновение требуется для искусства - художества (для поэзии, музыки). Напротив, оно не необходимо для искусства - техниче- ского умения, которое (как, например, ткацкое искусство) возникло из подражания действиям животных, наблюдаемым в природе. Только для <поэтических> (творческих) искусств источником явля- ется <вдохновение>, <безумие>. Однако и в них <вдохновение>, <безумие> не заключает в себе ничего мистического. Его источник - та же <натуральная магия>, к которой сводится понятие Демокрита о богах, о демонах - об образах, носящихся в воздушной среде и производящих своими истечениями различные действия на чело- века. Внедряющиеся в поэта <извне> силы вдохновения производят в нем нечто, выводящее поэта за обычные грани ума. Но в этих силах нет ничего сверхъестественного, мистического. Источник их - все те же <образы>, порожденные соединением атомов. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||