Предыдущая страница Следующая страница

Характерный для всех атомистов взгляд на культуру как на
своеобразное продолжение природы рельефно выступает также в
суждениях Демокрита об искусстве. От Демокрита ведет начало
теория, согласно которой искусство - <подражание> природе. При
этом у Демокрита еще не отделяется <искусство> в смысле деятель-
ности, порождающей художественные произведения, от <искусства>
в гораздо более широком смысле -в смысле техники, ремесла,
приемов ухода за растениями в сельском хозяйстве и т.д. Во всех
этих <искусствах> источником их Демокрит считает подражание
тому, что человек наблюдает в деятельности животных.
. Об этом источнике человеческого искусства прямо говорит текст
Демокрита, сообщаемый Плутархом: <От животных мы путем под-
ражания научились важнейшим делам: а именно: мы - ученики
паука в ткацком и портняжном ремеслах, ученики ласточки в
построении жилищ и ученики певчих птиц, лебедя и соловья в
пении> [65. 20, 974а; 50. II. Fr. 154. S. 90; 36. С. 306].

Учению Демокрита, согласно которому природа - источник
искусства и первая наставница человека в деле искусства, никак не
противоречит предложенное Демокритом объяснение вдохновения.
А именно, по Демокриту, художественное вдохновение есть будто
бы род божественного наития и даже род некоторого безумия. Так
характеризуют взгляд Демокрита на вдохновение римские писатели
Цицерон и Гораций.

Как согласуется этот взгляд Демокрита с его учением об искус-
стве как о <подражании> природе? В основе мысль Демокрита ясна.
Вдохновение требуется для искусства - художества (для поэзии,
музыки). Напротив, оно не необходимо для искусства - техниче-
ского умения, которое (как, например, ткацкое искусство) возникло
из подражания действиям животных, наблюдаемым в природе.
Только для <поэтических> (творческих) искусств источником явля-
ется <вдохновение>, <безумие>. Однако и в них <вдохновение>,

<безумие> не заключает в себе ничего мистического. Его источник -
та же <натуральная магия>, к которой сводится понятие Демокрита
о богах, о демонах - об образах, носящихся в воздушной среде и
производящих своими истечениями различные действия на чело-
века. Внедряющиеся в поэта <извне> силы вдохновения производят
в нем нечто, выводящее поэта за обычные грани ума. Но в этих
силах нет ничего сверхъестественного, мистического. Источник их -
все те же <образы>, порожденные соединением атомов.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna