|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Видное место в составе учения Демокрита Этика и политика тт ^ занимает этика. Демокриту удалось в блестя- щей литературной форме выразить свои этические взгляды, общие со взглядами передовой части греческой рабовладельческой демок- ратии конца V в. до н.э. Этическое учение Демокрита определяется основными чертами его политического учения. Аксиома и основа этики Демокрита - мысль, что свободный грек - не изолированная от общества еди- ница, а гражданин города-государства (полиса). Хорошо управляе- мое государство есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно - с ним вместе и все гибнет. Поэтому интересы государства должно ставить выше всего остального; должно заботиться, чтобы оно хорошо управля- лось. Положение это верно для всякого государства, и врага госу- дарства следует убивать во всяком государственном строе. Наряду с указанным, необходимым для всякого государства условием его существования Демокрит формулирует и такие нормы политического поведения, которые необходимы для граждан уже не любого государства, а наилучшего. Таким наилучшим государством Демокрит считал демократию. По Демокриту, преимущества демократического строя настоль- ко велики, что в демократическом полисе даже бедность лучше, чем богатство в монархии. Однако неоспоримые преимущества демок- ратии не дают - Демокрит ясно видит это - абсолютной гарантии того, что избранными всегда и во всех случаях окажутся только лучшие из граждан. Демокрит видел, что в современных ему полисах при частой смене выборных лиц бывшие правители, ушедшие с занимаемой ими должности, нередко терпели преследования со стороны лиц, которые во время их правления были привлечены к ответственности за совершенные ими преступления. Демокрит хо- тел создать в демократическом государстве условия, которые обес- печили бы твердость и безопасность демократических правителей в соблюдении и в защите демократической законности. Поэтому наряду с требованием гарантий безопасности для выборных прави- телей, честных в исправлении государственных обязанностей, Де- мокрит подчеркивает, что выборные лица, хорошо выполнявшие свои функции, не должны ожидать за это похвал -так же, как странно было бы хвалить тех, кто возвращает вверенные им на хранение деньги: ведь начальствующее лицо избирается не для того, чтобы дурно вести дело, а для того, чтобы хорошо вести его [см. 50. II. Fr. 265. S. 114; 36. С. 319]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||