|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Демокрит не делает умственное превосходство и подготовку к управлению государством привилегией высшей касты или класса. Он полагает, что качества, необходимые для гражданина, создаются воспитанием, обучением. <Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться> (50. II. Fr. 59. S. 75; 36. С. 322]. Но Й^^. ?'л.^^.-> Демокрит не ограничивает круг воспитываемых исключительным классом, поставленным над обществом. Во-первых, указывает он, задатки разумности свойственны и тем, кто не получил обучения. Во-вторых, все хорошее, на что способен человек в годы зрелости, зависит не от его <природы>, не от происхождения, а от воспитания'. <Больше людей становится хорошими от упражнения, чем от при- роды> [50. II. Fr. 242. S. 109]. Демокрит хорошо понимал, что общественно-политическая жизнь не есть уже <природа> в непосредственном смысле. Полити- ческая деятельность - то, что человек добавляет к <природе>. Но Демокрит не в силах правильно разграничить в человеке черты, данные ему природой, и вторичные черты - результат выработки и воспитания в обществе. У Климента приводится цитата из Де- мокрита, где Демокрит говорит: <Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает человека, и нет никакой разницы, быть ли таковым, вылепленным от природы, или от времени и от учения быть преобразованным в такой вид> [47. IV. 151; 36. С. 321]. По-видимому, Демокрит, как догадывается Дильс, полагал, что учение перестраивает человека и, преобразуя его, создает ему новую природу. При разработке вопросов этики Демокрит исходит из общих основ своего мировоззрения. Как мы видели, в учении о знании началом познания он признал ощущения и чувственные восприя- тия. Соответственно и в этике движущей силой поведения Демокрит признал стремление к тому, что порождает чувство удовольствия, и отстранение от всего, что может породить чувство неудовольствия. Целью жизни Демокрит считал <хорошее расположение духа (еЬбицих) [текст Епифания у Дильса: 50. II. S. 53-54; 36. С. 307]. Эта цель - одна и та же для старых и молодых. Она отнюдь не всецело субъективна, как субъективно простое ощущение приятно- го. Понятие о благе и зле объективно и едино для всех людей: <Приятно... одному одно, другому другое>, но <для всех людей одно и то же благо и одна и та же истина> [50. II. Fr. 69. S. 77; 36. С. 308]. Отношение между субъективным удовольствием и неудовольствием соответствует более широкому и более объективному отношению между пользой и вредом. Удовольствие - признак полезности того, что доставляет это удовольствие, неудовольствие -такой же при- знак вредности. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||