Предыдущая страница Следующая страница

Демокрит не делает умственное превосходство и подготовку к
управлению государством привилегией высшей касты или класса.
Он полагает, что качества, необходимые для гражданина, создаются
воспитанием, обучением. <Ни искусство, ни мудрость не могут быть
достигнуты, если им не учиться> (50. II. Fr. 59. S. 75; 36. С. 322]. Но

Й^^.

?'л.^^.->

Демокрит не ограничивает круг воспитываемых исключительным
классом, поставленным над обществом. Во-первых, указывает он,
задатки разумности свойственны и тем, кто не получил обучения.
Во-вторых, все хорошее, на что способен человек в годы зрелости,
зависит не от его <природы>, не от происхождения, а от воспитания'.
<Больше людей становится хорошими от упражнения, чем от при-
роды> [50. II. Fr. 242. S. 109].

Демокрит хорошо понимал, что общественно-политическая
жизнь не есть уже <природа> в непосредственном смысле. Полити-
ческая деятельность - то, что человек добавляет к <природе>. Но
Демокрит не в силах правильно разграничить в человеке черты,
данные ему природой, и вторичные черты - результат выработки
и воспитания в обществе. У Климента приводится цитата из Де-
мокрита, где Демокрит говорит: <Учение перестраивает человека,
природа же, перестраивая, делает человека, и нет никакой разницы,
быть ли таковым, вылепленным от природы, или от времени и от
учения быть преобразованным в такой вид> [47. IV. 151; 36. С. 321].

По-видимому, Демокрит, как догадывается Дильс, полагал, что
учение перестраивает человека и, преобразуя его, создает ему новую
природу.

При разработке вопросов этики Демокрит исходит из общих
основ своего мировоззрения. Как мы видели, в учении о знании
началом познания он признал ощущения и чувственные восприя-
тия. Соответственно и в этике движущей силой поведения Демокрит
признал стремление к тому, что порождает чувство удовольствия,
и отстранение от всего, что может породить чувство неудовольствия.

Целью жизни Демокрит считал <хорошее расположение духа
(еЬбицих) [текст Епифания у Дильса: 50. II. S. 53-54; 36. С. 307].
Эта цель - одна и та же для старых и молодых. Она отнюдь не
всецело субъективна, как субъективно простое ощущение приятно-
го. Понятие о благе и зле объективно и едино для всех людей:
<Приятно... одному одно, другому другое>, но <для всех людей одно
и то же благо и одна и та же истина> [50. II. Fr. 69. S. 77; 36. С. 308].
Отношение между субъективным удовольствием и неудовольствием
соответствует более широкому и более объективному отношению
между пользой и вредом. Удовольствие - признак полезности того,
что доставляет это удовольствие, неудовольствие -такой же при-
знак вредности.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna