|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница После дальнейших препирательств выясняется, что вопрос по- ставлен не о вещах прекрасных в относительном смысле, а о том безусловно прекрасном, которое одно только и сообщает отдельным вещам качество или свойство красоты. <Я спрашиваю тебя,- поясняет Сократ Гиппию,-о самом прекрасном, которое делает прекрасным все, к чему только прикоснется: и камень, и дерево, и человека, и божество, и всякое дело, и всякое знание> [Гиппий Больший. 291 D]. Речь идет о таком прекрасном, которое <никогда, нигде и никому не могло бы показаться безобразным [там же], о том, <что бывает прекрасно для всех и всегда> [там же. 291 Е]. Прекрасное, выясняется из дальнейшего развития диалога, не может быть ни полезным, ни подходящим. Полезным оно не может быть, так как полезное всегда полезно лишь в каком-либо отноше- нии, и не может быть безотносительным. Но прекрасное не может быть и подходящим. Подходящее есть, по Платону, то, что застав- ляет вещь лишь казаться прекрасной. Но прекрасное, которого ищет Платон, не есть всего лишь кажущееся: Платон ищет того, что на самом деле есть прекрасное. Если подходящее заставляет что-либо казаться прекраснее, чем это есть на самом деле, то оно будет по отношению к прекрасному каким-то обманом. <Мы же ищем,-поясняет Платон,-того, чем все прекрасные вещи в самом деле прекрасны, как, например, то, чем все великое бывает велико> [Гиппий Больший. 294 В]. Понятое в этом смысле прекрас- ное есть <вид> (<эйдос>), или <идея>. И то же относится к другим классам предметов и их свойств. По Платону, каждому классу одноименных вещей чувственного мира соответствует в мире вещей, постигаемых умом, некая вечная, не возникающая и не погибаю- щая, безотносительная причина того, что делает вещь именно вещью этого и никакого другого класса. Но Платон не только ставит задачу определения прекрасного как того, что заставляет вещи быть безотносительно прекрасными, безотносительно великими, безотносительно добрыми и т. д. Он утверждает, что эта задача хотя и трудна, но все же разрешима. Она разрешима прежде всего потому, что предмет исследования - |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||