|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Так как, по Платону, в результате правильного определения рода и правильного разделения рода на виды достигается усмотрение сущностей, то Платон называет <диалектику> наукой о сущем. Диалектика, как говорит Платон в <Государстве>, есть созерцание самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей [см. Госуд. VII, 232 С; 534 В]. Понятая в этом смысле <диалектика> Платона есть двойной метод. Это, во-первых, метод восхождения через гипотезы до идей или до начал. Другими словами, это метод отыскивания во многом одного, или общего; будучи достигнуто, отыскание единого и общего приводит душу к тому, что в понятии, или посредством понятия, душа созерцает самую <идею> в онтологическом смысле слова <идея>. Во-вторых, <диалектика> Платона - метод нисхож- дения, идущего от начал, т. е. метод деления родов на виды. Характеристика двойного метода <диалектики> развита в <Фед- ре>. Здесь первый метод (метод восхождения к <идее>) называется соединением, так как множество разъединенных вещей не подводит под одну идею. Второй метод (метод нисхождения от родов к видам) называется здесь делением [см. Федр. 249 В - С; 265 D - 266 В; 277 В; Госуд. VI, 511 В; там же. VII, 533]. 3. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА Рассмотренный логический аспект учения об <идеях> вводит нас в учение Платона о познании. В свою очередь теория познания Платона неотделима от его учения о душе. По Платону, знание возможно не для всякого. <Философия>, буквально <любовь к мудрости>, невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием, ни для того, кто совсем ничего не знает. Философия невозможна для того, кто уже владеет истинным знанием, т. е. для богов, так как богам незачем стремиться к знанию: они уже находятся в обладании знанием. Но философия невозможна и для того, кто ровно ничего не знает,-для невежд, так как невежда, довольный собой, не думает, что он нуждается в знании, не понимает всей меры своего невежества. Поэтому, согласно Платону, философ - тот, кто стоит между полным знанием и незнанием, кто стремится от знания, менее совершенного, восхо- дить к знанию, все более и более совершенному. Это срединное положение философа между знанием и незнанием, а также восхож- дение философа по ступеням совершенства знания Платон обри- совал полумифически в диалоге <Пир> в образе демона Эроса. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||