|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Мифологическая подоснова этого воззрения очевидна. По убеж- дению Платона, сближающему его с орфиками и пифагорейцами, душа наша бессмертна. До того как она вселилась на Землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы созерцала истинно сущее бытие и сохраняла о нем знание даже под спудом земных чувственных впечатлений, удаляющих нас от созерцания истинно- сущего. Это, конечно, миф Платона. Но в оболочке этого мифа выражено и философское содержание. Это мысль о связи всех знаний, отражающей всеобщую связь всех вещей: <Ведь так как в природе все имеет сродство и душа знала все вещи, то ничто не препятствует ей, припомнив только одно,-а такое припоминание люди назы- вают наукой,-отыскивать и прочее, лишь бы человек был муже- ствен и не утомлялся исследованиями> [Менон. 81 С -D]. В <Теэтете> Платон отграничил знание от чувственных впечат- лений, а также показал, что рядом со знанием существуют неясные и нерасчлененные акты <мнения>, также опирающегося на чувст- венные впечатления. В <Меноне> знание еще более резко отграни- чено от чувственности, а <истинное мнение> отделено от <мнения> просто. В этом диалоге показано, кроме того, каким образом в знании впервые происходит объединение истинного мнения с чув- ственностью - посредством <связывания> всегда текучей чувствен- ности: <Когда же истинные мнения бывают связаны, тогда они сперва становятся знаниями, а потом упрочиваются. От этого знание и ценнее правильного мнения. Узами-то и отличается первое от последнего> [Менон. 97 D-98 А]. В диалоге <Пир> рассматривается, так же как в <Теэтете> и в <Меноне>, вопрос о связи знания с чувственностью. <Правильное мнение> толкуется как постижение, занимающее середину между знанием и чувственностью. Знание и чувственность в <Пире> сбли- жаются до слияния, до неразличимости. Но это их сближение дано не столько как результат философского анализа, сколько в образах мифа. Мифологическим воплощением середины представлен демон любви и творчества Эрос. Сын Богатства и Бедности (Пороса и Пении) Эрос совмещает в себе качества отца и матери. Он ни бессмертен, ни смертен, ни богат, ни нищ, стоит посредине между мудростью и невежеством [см. Пир. 203 В -204 А]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||