Предыдущая страница Следующая страница

Мифологическая подоснова этого воззрения очевидна. По убеж-
дению Платона, сближающему его с орфиками и пифагорейцами,
душа наша бессмертна. До того как она вселилась на Землю и
приняла телесную оболочку, душа будто бы созерцала истинно
сущее бытие и сохраняла о нем знание даже под спудом земных
чувственных впечатлений, удаляющих нас от созерцания истинно-
сущего. Это, конечно, миф Платона. Но в оболочке этого мифа
выражено и философское содержание. Это мысль о связи всех знаний,
отражающей всеобщую связь всех вещей: <Ведь так как в природе
все имеет сродство и душа знала все вещи, то ничто не препятствует
ей, припомнив только одно,-а такое припоминание люди назы-
вают наукой,-отыскивать и прочее, лишь бы человек был муже-
ствен и не утомлялся исследованиями> [Менон. 81 С -D].

В <Теэтете> Платон отграничил знание от чувственных впечат-
лений, а также показал, что рядом со знанием существуют неясные
и нерасчлененные акты <мнения>, также опирающегося на чувст-
венные впечатления. В <Меноне> знание еще более резко отграни-
чено от чувственности, а <истинное мнение> отделено от <мнения>
просто. В этом диалоге показано, кроме того, каким образом в
знании впервые происходит объединение истинного мнения с чув-
ственностью - посредством <связывания> всегда текучей чувствен-
ности: <Когда же истинные мнения бывают связаны, тогда они
сперва становятся знаниями, а потом упрочиваются. От этого
знание и ценнее правильного мнения. Узами-то и отличается первое
от последнего> [Менон. 97 D-98 А].

В диалоге <Пир> рассматривается, так же как в <Теэтете> и в

<Меноне>, вопрос о связи знания с чувственностью. <Правильное
мнение> толкуется как постижение, занимающее середину между
знанием и чувственностью. Знание и чувственность в <Пире> сбли-
жаются до слияния, до неразличимости. Но это их сближение дано
не столько как результат философского анализа, сколько в образах
мифа. Мифологическим воплощением середины представлен демон
любви и творчества Эрос. Сын Богатства и Бедности (Пороса и
Пении) Эрос совмещает в себе качества отца и матери. Он ни
бессмертен, ни смертен, ни богат, ни нищ, стоит посредине между
мудростью и невежеством [см. Пир. 203 В -204 А].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna