|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Особенность <Пира>, делающая этот диалог новой после <Теэ- тета> и <Менона> ступенью в развитии вопроса о знании, как это прекрасно показал проф. А.Ф. Лосев, в том, что единство знания и чувственности дано в <Пире> не как <застывшее> и <фиксирован- ное>, а как единство в становлении', бессмертное и смертное, вечное и временное, идеальное богатство и реальная скудость, знание и чувственность, красота и безобразие - соединились здесь в одну цельную жизнь, в одно совокупное порождение, в один самостоя- тельный результат, в одно становящееся тождество (см. 27]. При этом, как подчеркнул А.Ф. Лосев, становление, о котором говорит <Пир>, происходит главным образом в сфере знания [27. С. 400]: Эрос <Пира> - <Эрос> познавательного и созерцательного восхож- дения; поучение Диотимы -поучение о том, какой путь познания необходим для того, чтобы достичь интуиции прекрасного, а сама эта интуиция в значительной мере характеризуется как интуиция ума, интеллектуальная. Воспитание чувств, которым сопровожда- ется познавательное восхождение, образует, если так можно выра- зиться, лишь сопутствующий <обертон>. Становление, изображен- ное в <Пире>,-становление знания. Сказанным анализ знания у Платона не ограничивается. Связь и единство знания и чувственности, данные в <Меноне> и в <Пире>, Платон представляет с еще более высокой точки зрения - с точки зрения диалектики. Диалектические исследования Платона от- Лиялрктикя сиянии нюдь не совпадают с тем, что он сам назвал <диалектикой>,- с уже рассмотренным сведением видов к родам и с делением родов на виды. Это лишь формально-логический аспект диалектики Платона. Но у Платона имеется гораздо более широкое и существенное понятие о диалектике, связанное с его учением о знании, о бытии и об отношении между бытием и знанием. Понятие это раскрывается в ряде диалогов; введением в это понимание может служить конец шестой книги Платонова <Госу- дарства>. Здесь излагается учение Платона об идее <блага>, но речь идет не только о <благе>. Мы уже коснулись выше этого учения, когда характеризовали объективный идеализм Платона как теле- ологический. Пришло время охарактеризовать его и как учение об |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||