|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница отношении бытия к знанию. А именно: по Платону, идея <блага> не есть ни бытие, ни знание, а начало, которым порождалось бы и бытие, и знание. Платон поясняет свою мысль аналогией со зрением. Создатель чувств породил и силу видеть (чувство зрения), и силу быть види- мым. Но чтобы увидеть, например, цвета, необходимо, чтобы к этим двум силам, или <родам>, присоединился третий род - свет. Но свет исходит от Солнца. Хотя Солнце - не само зрение, оно есть его причина [см. Госуд. 507 D - 508 А и В]. теперь применим сказанное о зрении к познанию. То самое значение, которое принадлежит благу <в мыслимом месте> по отношению к уму и по отношению к созерцаемому умом, принад- лежит и Солнцу <в видимом месте> - по отношению к зрению и зримому. Душа познает, когда она направляется к тому, что озаря- ется истиной и сущим. Но если она находится в том, что покрыто мраком, она рождается и погибает, руководится мнением и тупеет. Именно это, доставляющее истинность познаваемому и сообщаю- щее силу познающему, следует, по Платону, называть идеей блага и причиной знания и истины, поскольку она постигается умом. Считать свет и зрение солнцеподобным справедливо, но считать их самим Солнцем несправедливо. И точно так же признавать знание и истину благовидными справедливо, но считать которое-либо из них благом несправедливо. Ибо природу блага надлежит ставить и выше знания, и выше истины [см. Госуд. VI, 508 Е -509 А]. Рассматривая <идеи>, философ может или рассматривать их реализацию в мире вещей, или, напротив, подниматься в мысли до их начала, пребывающего выше всякого знания. В первом случае душа использует <идеи> в качестве <гипотез>, или <предположений>: разделяя род на виды, душа <принуждена искать... на основании предположений, пользуясь разделенными тогда частями как образ- цами и идя не к началу, а к концу> [там же. 510В]. Это как бы путь вниз - от <идей> к вещам. Так поступают, <когда ваяют или рисуют: все это - тени и образы в воде. Пользуясь ими как образами, люди стараются усмотреть те, которые можно видеть не иначе, как мыслью> [там же. 511 А]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||