Предыдущая страница Следующая страница

отношении бытия к знанию. А именно: по Платону, идея <блага>
не есть ни бытие, ни знание, а начало, которым порождалось бы и
бытие, и знание.

Платон поясняет свою мысль аналогией со зрением. Создатель
чувств породил и силу видеть (чувство зрения), и силу быть види-
мым. Но чтобы увидеть, например, цвета, необходимо, чтобы к этим
двум силам, или <родам>, присоединился третий род - свет. Но
свет исходит от Солнца. Хотя Солнце - не само зрение, оно есть
его причина [см. Госуд. 507 D - 508 А и В].

теперь применим сказанное о зрении к познанию. То самое
значение, которое принадлежит благу <в мыслимом месте> по
отношению к уму и по отношению к созерцаемому умом, принад-
лежит и Солнцу <в видимом месте> - по отношению к зрению и
зримому. Душа познает, когда она направляется к тому, что озаря-
ется истиной и сущим. Но если она находится в том, что покрыто
мраком, она рождается и погибает, руководится мнением и тупеет.
Именно это, доставляющее истинность познаваемому и сообщаю-
щее силу познающему, следует, по Платону, называть идеей блага
и причиной знания и истины, поскольку она постигается умом.
Считать свет и зрение солнцеподобным справедливо, но считать их
самим Солнцем несправедливо. И точно так же признавать знание
и истину благовидными справедливо, но считать которое-либо из
них благом несправедливо. Ибо природу блага надлежит ставить и
выше знания, и выше истины [см. Госуд. VI, 508 Е -509 А].

Рассматривая <идеи>, философ может или рассматривать их
реализацию в мире вещей, или, напротив, подниматься в мысли до
их начала, пребывающего выше всякого знания. В первом случае
душа использует <идеи> в качестве <гипотез>, или <предположений>:
разделяя род на виды, душа <принуждена искать... на основании
предположений, пользуясь разделенными тогда частями как образ-
цами и идя не к началу, а к концу> [там же. 510В]. Это как бы путь
вниз - от <идей> к вещам. Так поступают, <когда ваяют или рисуют:
все это - тени и образы в воде. Пользуясь ими как образами, люди
стараются усмотреть те, которые можно видеть не иначе, как
мыслью> [там же. 511 А].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna