|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Род познаваемого, постигаемый только мыслью, Платон назы- вает <мыслимым>. В <мыслимом> имеются две <части>. Для оты- скания первой из них душа вынуждена основываться на предположениях и не доходит до начала, так как не может подняться выше предположений, но пользуется самими образами или подо- биями, запечатлевающимися на земных предметах [см. Госуд. VI, 511 А]. И есть вторая часть мыслимого, второй случай рассмотрения <идей>. В этом случае душа идет не к <концу>, а, напротив, к <началу>: она сводит все <гипотезы> (<предположения>) к идее <блага>, как к тому, что пребывает выше всякого знания и выше всех предположений. <Узнай же теперь,-говорит Платон,-и другую часть мыслимого... ее касается ум силою диалектики, делая предположения,-не начала, а в существенном смысле предполо- жения, как бы ступени и усилия, пока не дойдет до непредположи- тельного, до начала всего. Коснувшись же его и держась того, что с ним соприкасается, он, таким образом, опять нисходит к концу и уже не трогает ничего чувственного, но имеет дело с идеями через идеи, для идей и оканчивает на идеях> [Госуд. VI, 511]. Это понимание <блага> выводит мысль за пределы одного лишь познания в область диалектики. Платоновское <благо> -и знание, и бытие. По отношению к знанию и к бытию <благо> мыслится как совмещающее в себе противоположные определения. Оно имманен- тно по отношению к бытию и знанию, так как оно - их источник и основная их сила. В то же время оно запредельно по отношению к бытию и знанию. Виды знания Так решается вопрос об отношении знания и бытия к <благу>. Но в <Государстве> Платон развивает и детальную классификацию видов знания. Основное деление этой классификации - разделение на знание интеллекту- альное и на чувственное. Каждая из этих сфер знания в свою очередь делится на два вида. Интеллектуальное знание делится на <мышле- ние (vo-nCTlq)> и <рассудок (5i(xvoict)>. Под <мышлением> Платон понимает деятельность одного лишь ума, свободную от примеси чувственности, непосредственно созер- цающую интеллектуальные предметы. Это та деятельность, которую Аристотель назовет впоследствии <мышлением о мышлении>. На- ходясь в этой сфере, познающий пользуется умом ради него же. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||