|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Под <рассудком> Платон понимает вид интеллектуального зна- ' ния, при котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума и не ради его созерцаний, а для того чтобы с помощью ума понимать или чувственные вещи, или образы. Этот <рассудок> Платона - не интуитивный, а дискурсивный вид зна- ния. В сфере <рассудка> познающий применяет интеллектуальные эйдосы только в качестве <гипотез>, или <предположений>. Рассу- док, по Платону, действует между сферами мнения и ума и есть, собственно, не ум, а способность, отличающаяся от ума и от ощущений-ниже ума и выше ощущений. Это познавательная деятельность людей, которые созерцают мыслимое и сущее, но созерцают его рассудком, а не ощущениями; в исследовании они не восходят к началу, остаются в пределах предположений и не постигают их умом, хотя исследования их по началу бывают <ум- ными> (т. е. интеллектуальными). Чувственное знание Платон также делит на две области: на <веру> и <подобие>. Посредством <веры> мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. <Подобие> -вид уж не восприятия, а представления вещей, или, иначе, интеллекту- альное действование с чувственными образами вещей. От <мышле- ния> оно отличается тем, что в <подобии> нет действия с чистыми эйдосами. Но <подобие> отличается и от <веры>, удостоверяющей существование. <Подобие (е'1косст1ос)> - некое мыслительное по- строение, основывающееся на <вере (яитс;)>. С этими различиями у Платона тесно связывается различение знания и мнения. Знает тот, кто любит созерцать истину. Так, знает прекрасное тот, кто мыслит о самых прекрасных вещах, кто может созерцать как само прекрасное, так и причастное ему, кто не принимает причастное за самое прекрасное, а само прекрасное принимает за всего лишь причастное к нему. Мысль такого человека надо назвать <знанием (yvm^)>. В отличие от знающего, имеющий мнение (8о^а) любит пре- красные звуки, образы, но его ум бессилен любить и видеть природу самого прекрасного. Мнение не есть ни незнание, ни знание, оно темнее знания и яснее незнания, находясь между ними обоими [см. Госуд. V, 478 С-D]. Так, о тех, которые усматривают многое справедливое, но самого справедливого не видят, правильно будет сказать, что они обо всем мнят, но не знают того, о чем имеют мнение. И напротив: о тех, которые созерцают само неделимое, всегда тождественное и всегда себе равное, справедливо сказать, что они всегда знают все это, но не мнят. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||