|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В отличие от мнения, знание есть потенция, некий особый род существующего, характеризующий направленность; знание направ- ляется к своему предмету, и всякая потенция, направляющаяся к одному и тому же и делающая одно и то же, называется той же самой в отличие от всякой, направленной на иное и делающей иное. В особый вид бытия и соответственно в особый предмет знания Платон выделяет математические предметы и математические <отношения. В системе предметов и видов знания математическим предметам принадлежит место между областью <идей> и областью чувственно воспринимаемых вещей, а также областью их отобра- жений, или изображений. <Идеи> постигаются посредством знания, и знание возможно только относительно <идей>. Это развитие учения элейцев, которые утверждали, что истинно сущее бытие, и только оно одно постига- ется разумом; явления изменяющегося и подвижного мира могут восприниматься лишь чувствами, которые дают нам не достоверное, но в лучшем случае только вероятное, гипотетическое знание. В отличие от идей, математические предметы и математические отношения постигаются, согласно Платону, посредством размыш- ления или рассуждения рассудка. Это и есть второй вид знания. Чувственные вещи постигаются посредством мнения. О них невозможно знание, их нельзя постигнуть посредством рассужде- ния, их можно постигнуть, и то недостоверно, лишь гипотетически. Размышление, направленное на математические предметы, за- нимает, по Платону, середину между подлинным знанием и мне- нием. Почему же математические предметы занимают такое положение? Дело в том, что, по Платону, математические объекты родственны одновременно и вещам, и идеям. Они, как идеи, неизменны, не зависят в своей сущности от отдельных экземпляров, представляющих их в чувственном мире. Например, сущность треугольника не зависит от того, какой частный конкретный треу- гольник мы станем рассматривать, эта сущность остается для любого треугольника одной и той же. Но вместе с тем, поясняет Платон, математики вынуждены прибегать для постижения своих предметов к помощи фигур, как это делает геометрия, а эти фигуры рисуются посредством воображения. Именно поэтому математическое знание не есть знание, совпадающее с тем, при помощи которого пости- гаются идеи. Оно совмещает в себе части истинного знания с некоторыми частями мнения. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||