|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница 4. ДИАЛЕКТИКА ПЛАТОНА Разумное постижение истинно-сущих родов бытия или идей - совершеннейшее, по Платону, знание - Платон называет <диалек- тикой>. Для Платона диалектика - это не только логика, хотя в ней есть и логический аспект; это не только учение о познании, хотя в ней есть и гносеологический аспект; это не только учение о методе, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона - прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или об идеях. Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный онтологический характер. <Идеи> Пла- тона - не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия. В соответствии с этим <диалектика>, как ее понимает Платон,- не только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, об- разцы и причины вещей чувственного мира. Здесь изложенное выше понимание родов бытия, соответствен- но: <идей>, должно быть существенно дополнено и даже исправлено. Как мы видели, <идеи> в сравнении с вещами чувственного мира были наделены у Платона признаками, которыми элеат Парменид характеризовал свое единое бытие: <идеи> вечны, не рождаются и не погибают, не изменяются, тождественны себе, неподвижны, безотносительны в своем бытии. Не должны ли мы сказать, что такое понимание природы <идей> не диалектическое, но, напротив, метафизическое и что если Пар- менид - отец древнегреческой метафизики, то Платон, несомнен- но, его продолжатель? И действительно, в ряде диалогов Платон развивает, бесспорно, метафизическую характеристику истинно-су- щего бытия, или <идей>. Однако в <Софисте> и в <Пармениде>, а также в некоторых других диалогах Платон отступает от этой метафизики. В этих диалогах он стремится доказать, что высшие роды всего сущего - бытие, движение, покой, тождество и изме- нение -могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен и не равен самому себе и пребывает |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||