|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Подробнее метод восхождения от низших понятий к высшим характеризуется в <Филебе>. По разъяснениям, данным в этом диалоге, <мы всегда должны полагать одну идею относительно каждой вещи и соответственно этому вести исследование: в заклю- чение мы эту идею найдем. Когда же схватим ее, нужно смотреть, нет ли, кроме нее одной, еще двух или трех идей или какого иного числа, а затем с каждым из этих единств поступать таким же образом до тех пор, пока первоначальное единство не предстанет взору не просто как единое и беспредельно многое, но как количественно определенное> [Филеб. 16 С-D]. Что касается обратного нисхождения от выставленного понятия к низшим, то Платон связывает этот метод с методом проверки предположений, или <гипотез>. Состоит эта проверка в том, что <диалектик> рассматривает, что вытекает из принятого им начала, а также исследует, согласны или несогласны между собой следствия, вытекающие из этого начала (см. Федон. 101 D]. При этом Платон широко пользуется дихотомией, т. е. таким расчленением объема понятия на две части, что исследуемый предмет может оказаться лишь в одной какой-либо из получивших- ся половинок объема, между которыми существует отношение противоречащей противоположности. Отбросив ту, в которой пред- мет не может быть найден, <диалектик> делит оставшуюся половину объема вновь на две части, затем вновь исключает ту, в которой 6 В. ф. A^ivc 161 предмет не может оказаться. Этот постепенный спуск по лестнице дихотомии продолжается до тех пор, пока исследование не дойдет до уже неделимой части объема, в которой и должен быть искомый предмет. Образцы применения дихотомии Платон дал в <Софисте>, в <Федре>, в <Политике> и в ряде других диалогов. Все эти разъяснения Платона ясно обнаруживают, насколько далека платоновская <диалектика> от современной. <Диалектика> Платона - важный этап в развитии логики: в развитии учения о категориях, о родах и видах понятий, о методах определения, индукции и деления понятий, но она ни в малейшей степени не есть учение о развитии через противоположности. Система Платона не знает вовсе никакой истории, никакого развития, кроме цикличности и повторения уже бывшего. Таковы полумифические, полуастрономические учения Платона о круговращении неба, о падении душ на Землю, о перевоплощениях душ. Однако, заговорив об этом, мы подошли уже к космологии Платона. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||