|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница 5. ТЕОРИЯ <ИДЕЙ>, КОСМОЛОГИЯ И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛАХ Учение Платона об <идеях> не оставалось одним и тем же, но в течение долгой жизни Платона развивалось и изменялось. Важным этапом в развитии Платона оказалось сближение его с пифагорей- цами. Математические и космологические учения пифагорейцев, таких, как Архит и Филолай, несомненно, стали известны Платону и должны были привлечь его внимание. В позднем диалоге Платона <Тимей>, посвященном вопросам космологии, Платон прямо вкла- дывает излагаемое им космологическое учение в уста пифагорейца. Согласно этому учению мир есть живое существо, имеющее форму шара. Как живое существо, мир имеет душу. Душа -не в мире, как его <часть>, а окружает весь мир и состоит из трех начал: <тождественного>, <иного> и <сущности>. Начала эти-высшие основания <предельного> и <беспредельного> бытия, т. е. бытия идеального и материального. Они распределены согласно законам музыкальной октавы - в кругах, увлекающих небесные светила в их движениях. Окруженное со всех сторон мировой душой, тело мира состоит из элементов земли, воды, огня и воздуха. Элементы эти образуют пропорциональные соединения - по законам чисел. Круг <тождественного> образует круг неподвижных звезд, круг <иного> -круг планет [см. Тимей. 36 В]. И звезды и планеты - существа божественные, мировая душа одушевляет их, так же как и остальной мир [см. там же. 37 D]. Так как элементы земли, воды, огня и воздуха телесны, то они, как геометрические тела, ограни- чены плоскостями. Форма земли -куб, воды -икосаэдр, огня - пирамида, воздуха - октаэдр. Небо украшено по образцу додека- эдра. Жизнью мировой души правят числовые отношения и гармо- ния. Мировая душа не только живет, но и познает. В своем круговом возвратном движении она при всяком соприкосновении с тем, что имеет сущность, свидетельствует своим словом о том, что с чем тождественно, что от чего отличается, а также где, когда и каким образом всему бывающему доводится быть - по отношению к вечно неизменному и по отношению к другому бывающему. Слово этого свидетельства одинаково истинно - как по отношению к <иному>, так и по отношению к <тождественному>. Когда оно относится к чувственному, возникают твердые истинные мнения и верования. Когда же оно относится к разумному, тогда мысль и знание необходимо достигают совершенства. Душа человека родст- венна душе мира: в ней - подобная гармония и подобные же круговороты. Сначала она жила на звезде, но была заключена в тело, которое стало для нее причиной нестройности [см. Тимей. 41 D]. Цель человеческой жизни - восстановление первоначальной природы. Достигается эта цель изучением круговращений небес и гармонии. Орудием для достижения этой цели служат наши чувства: зрение, слух и т. д. К той же цели ведет и способность речи и музыкальный голос, служащий слуху и через слух-гармонии. Движения гармонии родственны круговращениям души. В <Тимее> излагается фантастическое учение о вселении человеческих душ в тела птиц и зверей. Порода животного, в которое вселяется душа, определяется нравственным подобием человека тому или иному виду живых существ. Достигнув очищения, душа возвращается на свою звезду. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||