|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Сам Платон удостоверяет это влияние в своем пифа^р^цев <Филебе>. <Древние,-говорит он,-кото- рые были лучше нас и обитали ближе к богам, передали нам сказание, что все, о чем говорится, как о вечно сущем, состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность> [Филеб. 16 С]. Из этого строения сущего вытекает способ его познания. А именно: <Мы всегда должны полагать одну идею относительно каждой вещи и соответ- ственно этому вести исследование: в заключение мы эту идею найдем> [там же. 16 С-D]. Затем необходимо смотреть, не суще- ствует ли, кроме нее одной, еще двух или трех идей или какого другого числа, и затем <с каждым из этих единств поступать таким же образом до тех пор, пока первоначальное единство не предстанет взору... как количественно определенное> [там же. 16 D]. Идею же беспредельного можно прилагать ко множеству не непосредственно после единства, а лишь <после того, как будет охвачено взором все его число, заключенное между беспредельным и единым...> [там же. 16 D]. Напротив, современные мудрецы непосредственно после единства помещают беспредельное, и потому промежуточные члены ускользают от них. б* 163 Здесь Платон говорит о пифагорейцах как о родоначальниках метода <диалектики> в смысле искусства различать роды, виды и устанавливать их субординацию. Действия над понятиями связаны у пифагорейцев с их учением о числах. Все познаваемое, согласно их взгляду, имеет число и без числа не может быть ни мыслимым, ни познаваемым. Число, в свою очередь, делится на два рода: род четных и род нечетных чисел. Кроме них, существует смешанный род - число четно-нечетное. Каждый из этих родов делится на виды, а эти виды - также на принадлежащие им виды. Близость свою к пифагорейцам Платон отмечает и в <Полити- ке>, но тут же он и осуждает пифагорейцев за то, что они не умеют правильно применять найденную ими истину. По Платону, пифа- горейцы не умеют исследовать вещи, методически разделяя их на роды. Они сводят в единство различные <вещи> (например, измере- ние количеством и оценку сообразно с целью), или разделяют вещи не на их действительные части. Но истинный метод, по Платону, предполагает умение сочетать двоякое: при усмотрении родового сходства не упускать из виду видовые различия, а при рассмотрении видовых различий неустанно вести исследование до того, когда они будут включены в пределы своего рода. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||