|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <Идеи> Платона и <числа> пифагорейцев - прообразы законо- мерности, по которой все свершается в мире, а также прообразы воплощенных в вещах типов. Но в отличие от пифагорейцев, у Платона не <число>, а <идея> -единое в многообразии, одновре- менно причина и цель, сообщающая многому общий характер. <Идея>, а не <число> - причина порядка, связь вечно постоянного мирового строя. <Числа> -как бы понятийный посредник между <идеями> и вещами. Всеопределяющая роль чисел, согласно учению пифагорейцев, так велика, что сами вещи для них - только <подражания числам>. Всеопределяющая роль <идей>, по Платону, так велика, что вещи он объявил <подражаниями идеям>. В поздний период своего развития Платон пришел к тому, что отождествил свои <идеи> с <числами> пифагорейцев. Сведя все существующее к <числам>, пифагорейцы выделили в сущем предел и беспредельное как его основные и всеопределяющие противопо- ложности. <Предел> они характеризовали как начало доброе, муж- ское, разумное и неподвижное, <беспредельное>-как начало дурное, женское, неразумное и подвижное. В сходном воззрении Платон исходит из мысли, будто вселенная изначально образована необходимостью, которая подчинилась ра- зумному убеждению [см. Тимей. 48 А и 28 А]. Поэтому Платон говорит отдельно о причинах двоякого рода: о тех, которые совме- стно с умом создают прекрасное и доброе, и о тех, которые, будучи лишены ума, производят всякий раз без порядка что придется. Что касается необходимости, то в плане учения о мире [там же. 46 Е] Платон сближает ее с пространством и называет ее, как и простран- ство, <кормилицей происхождения>: необходимость, поясняет он, <есть вид блуждающей причины, без порядка двигающаяся и со- трясаемая, подкладка и приемница происхождения, как бы его кормилица, вечно сущий род пространства... доставляющий седа- лище всему, что имеет происхождение, но сам постигаемый без посредства чувств каким-то незаконнорожденным рассуждением и едва вероятный> [там же. 52 Е, 49 А, 52 А-В]. Роль, которую у пифагорейцев беспредельное играет относительно разнообразия существующих вещей, в философии Платона играет относительно них <кормилица происхождения>. Многообразие вещей - резуль- тат ограничения и определения пустого пространства. Элементы физического мира -огонь, вода, воздух -представляют каждый в отдельности пустое пространство, ограниченное плоскостями, состоящими из треугольников. Из смешанных между собой видов треугольников возникли беспредельная пестрота и беспредельное множество вещей природы. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||