|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В пространственных определениях мы представляем себе не только все множество вещей природы, но даже вечные роды сущего. Такой способ представления внушает нам <кормилица происхож- дения>. Именно потому, что мы взираем на нее, нам грезится, будто всякое бытие необходимо должно быть в каком-нибудь месте и занимать известную часть пространства и будто то, чего нет ни на земле, ни в небе, не существует никоим образом. И хотя это представление - только наша греза, греза эта необходима, не имеет начала и вечна, как необходима, безначальна и вечна сама ее причина. Поэтому истинно-сущая природа совмещает в себе единство и двойственность: она есть и неизменное, тождественное себе бытие и одновременно отличное от него подобие этого бытия в изменчивом, нетождественном мире вещей. Как отличающаяся от бытия <кор- милица происхождения> она есть небытие, но как присущая бытию есть сущее небытие. Тождественное себе бытие - <идея>, начало идеальное; <иное>, или вечно сущее пространство, -начало телес- ное. Наконец, имеется близость между Платоном и пифагорейцами также и в их учении о начале, посредствующем между идеальной и вещественной сферами. У пифагорейцев - средний Космос, об- ласть правильного движения; он посредствует между горним Олим- пом, местопребыванием чистых стихий, и дольним Ураном - местом становления, любящего перемены. У Платона посредству- ющее начало - мировая душа, пребывающая между неизменным миром идей и подвижным, неспокойным миром, или <морем> чувственных вещей. Платоновская мировая душа посредствует меж- ду идеальным и телесным мирами, а также осуществляет начало движения, подчиненного мере. У пифагорейцев аналогом учения Платона о мировой душе является их астрономическое и вместе с тем философское учение о <центральном огне>. Этот огонь, идущий от центра мира, порож- дает небесные светила, окружает мир и есть причина порядка Вселенной. И у Платона душа мира направляется из центра, окружает весь мир, есть начало порядка и закономерного строя; от нее получают жизнь небесные светила. Даже ход образования мировой души имеет соответствие в учении пифагорейцев о числах. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||