|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница 6. КРИТИКА УЧЕНИЯ ОБ <ИДЕЯХ> В <ПАРМЕНИДЕ> И <СОФИСТЕ> ПЛАТОНА Учение Платона об <идеях> не только подверглось изменениям, приблизившим его к учению пифагорейцев о числах. В диалогах <Парменид>, <Филеб> и <Софист> Платон подвергает выработанное им самим учение об <идеях> суровой критике. Учение это было многогранным; одновременно в нем совмеща- лись аспекты онтологический, космологический, телеологический, этический, гносеологический и логический. Во всех этих аспектах <идея> Платона выступает как бестелесная, постигаемая только умом причина, через причастность к которой только и существуют вещи чувственного мира, -как прекрасный образец всех вещей; как цель, к которой вещи стремятся; как понятие об общей сущности вещей или как то, что, если отправляться от отдельных многочис- ленных и многократных ощущений, сказывается о виде, как о едином для многого. В названных только что трех диалогах Платон выдвигает ряд доводов, говорящих или о сомнительности, или прямо о невозмож- ности принять это учение. Некоторые из этих доводов предвосхи- щают знаменитые возражения, которые ученик Платона Аристотель высказал впоследствии против платоновской теории <идей>. Основное сомнение возникает у Платона прежде всего по вопросу о самой возможности существования <идей> с теми их свойствами, которые выяснены выше. Но даже если мы допустим существование подобных <идей>, возникает вопрос об их отношении к вещам. А именно: придется или принять, будто единая и вечная идея как бы раздроблена, разделена, рассеяна в бесчисленном множестве порождаемых ею возникающих и погибающих вещей, или, что еще хуже, допустить, что, находясь в вещах, идея целиком находится и вне себя и в самой себе, будучи при этом тождественной себе . На возникшие таким образом вопросы Платон ранее отвечал ссылкой на то, что <идеи> якобы <участвуют> в вещах, <причастны> к вещам. Но теперь этот ответ уже не удовлетворяет его, как он В философии средневековой схоластики все эти вопросы и точки зрения возродились в так называемом споре об <универсалиях> (общих родах). |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||