|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница впоследствии не удовлетворит и Аристотеля. Допустим, что каждая вещь есть то, что она есть, вследствие своего <участия> в одноимен- ной ей <идее>. Тогда необходимо представляются две возможности: или идея должна целиком, сполна заключаться в каждой из вещей, подводимых под эту идею, или каждая вещь должна заключать в себе только часть своей <идеи>. Но, по Платону, невозможно ни то, ни другое. Во-первых, <идея> не может заключаться в каждой отдельной вещи. Будь это так, единая <идея> должна была бы одновременно существовать в различных местах. Во-вторых, <идея> не может присутствовать в одноименной с ней вещи также и частично. При последнем допущении <идея> окажется делимой и, следовательно, вразрез со своим определением будет уже не единой. Кроме того, если каждая вещь, например, велика вследствие того, что имеет в себе часть того, что велико само по себе, то получается нелепый результат: все великое будет велико вследствие участия в том, что меньше великого, так как часть меньше своего целого. Таким образом, <идея> не может заключаться в вещах ни целиком, ни некоторой своей частью. Но это значит, другими словами, что вещи не могут быть <причастными> своим <идеям>, или <участво- вать> в них [см. Парменид. 130 А-131 Е]. Однако невозможно представить себе не только бытие <идей>, но и способ, которым ум может дойти до их познания. Теория <идей> основывается на том, что при рассматривании сходных вещей в уме возникает общий для всех них образ, или идея. Однако если мы сравним эту идею с вещами, образом которых она является, то, так как между этими вещами и их идеей существует сходство, необхо- димо должна возникнуть новая идея - общая для вещей и для их первой идеи, далее -еще новая идея для первых двух и соответст- вующих им вещей и т.д. до бесконечности. Но если это так, то получается, что для каждой вещи должна существовать уже не только одна-единственная идея, как это утверждала теория, а бесконечное множество идей. Это и есть знаменитое возражение против теории <идей>, которое впоследствии повторит против Пла- тона Аристотель и которое получит название <третий человек>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||