Предыдущая страница Следующая страница

впоследствии не удовлетворит и Аристотеля. Допустим, что каждая
вещь есть то, что она есть, вследствие своего <участия> в одноимен-
ной ей <идее>. Тогда необходимо представляются две возможности:
или идея должна целиком, сполна заключаться в каждой из вещей,
подводимых под эту идею, или каждая вещь должна заключать в
себе только часть своей <идеи>. Но, по Платону, невозможно ни
то, ни другое. Во-первых, <идея> не может заключаться в каждой
отдельной вещи. Будь это так, единая <идея> должна была бы
одновременно существовать в различных местах. Во-вторых, <идея>
не может присутствовать в одноименной с ней вещи также и
частично. При последнем допущении <идея> окажется делимой и,
следовательно, вразрез со своим определением будет уже не единой.
Кроме того, если каждая вещь, например, велика вследствие того,
что имеет в себе часть того, что велико само по себе, то получается
нелепый результат: все великое будет велико вследствие участия в
том, что меньше великого, так как часть меньше своего целого.
Таким образом, <идея> не может заключаться в вещах ни целиком,
ни некоторой своей частью. Но это значит, другими словами, что
вещи не могут быть <причастными> своим <идеям>, или <участво-
вать> в них [см. Парменид. 130 А-131 Е].

Однако невозможно представить себе не только бытие <идей>,
но и способ, которым ум может дойти до их познания. Теория <идей>
основывается на том, что при рассматривании сходных вещей в уме
возникает общий для всех них образ, или идея. Однако если мы
сравним эту идею с вещами, образом которых она является, то, так
как между этими вещами и их идеей существует сходство, необхо-
димо должна возникнуть новая идея - общая для вещей и для их
первой идеи, далее -еще новая идея для первых двух и соответст-
вующих им вещей и т.д. до бесконечности. Но если это так, то
получается, что для каждой вещи должна существовать уже не
только одна-единственная идея, как это утверждала теория, а
бесконечное множество идей. Это и есть знаменитое возражение
против теории <идей>, которое впоследствии повторит против Пла-
тона Аристотель и которое получит название <третий человек>.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna