|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Парадоксальность теории <идей> как будто устраняется, если предположить, что идеи - только наши мысли и что они могут существовать только в нашем уме. Однако эта оговорка не спасает дела. По Платону, мысль - всегда мысль о чем-нибудь существу- ющем. Поэтому, мысля идею, мы тем самьм мыслим о том едином, вечном, тождественном, что налицо во всех вещах, обнимаемых <идеей>. Это мыслимое в качестве <подходящего> под идею и есть не что иное, как сама идея. Больше того. Допустим, что идеи - мысли и что единичные вещи существуют в силу своего участия в идеях. В этом случае необходимо допустить одно из двух: или что все вещи состоят из мыслей, следовательно, все мыслит, или же что все есть безмысленная мысль [см. Парменид. 132В-С]. Отношение между идеей и вещами возможно представить еще и так, что <идея> -прообраз вещей, а вещи - подобия <идей>. Но если это верно, то непонятно, каким образом возможно согласовать существование несовершенных вещей с совершенством их <идей>? И какие возможны роды <идей>? Возможно ли признать рядом с существованием <идей> благого, справедливого, прекрасного также и существование <идей> столов, волос, грязи? [см. Парменид. 130 В-Е]. Но если бы даже объяснение нашего познания <идей> и не встретило указанных препятствий и затруднений, то возникла бы трудность другого рода. Если бы бытие <идей> могло быть обосно- вано, то учение об <идеях> неизбежно должно было бы подверг- нуться самому радикальному преобразованию. Пришлось бы отвергнуть положение о неизменности <идей> и об их неподвижно- сти. Полное отрицание в истинно-сущем движения так же исклю- чает возможность знания, как и признание его подвижности. Вывод этот Платон объявляет неприемлемым в диалоге <Софист>. <Против того, - говорит он здесь, - кто уничтожает науку, знание и разу- мение, и однако же утверждает что-либо о чем-нибудь, необходимо бороться всеми доводами> [Софист. 249 С -D]. Таковы некоторые из доводов, которые сам Платон выдвинул в <Пармениде> и <Софисте> против признания собственной теории <идей>. Но выходом не может быть, по Платону, и отрицание бытия |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||