|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Таковы результаты скептической - филологической и истори- ко-философской - критики в вопросе о подлинности <Пармени- да>. Принятие отрицательного результата этой критики равносильно утверждению, что никакой <самокритики> теории <идей> у Платона не было и что теория эта осталась его незыблемым философским убеждением. Таким образом, скептицизм в <платоновском вопросе> не оста- вил незатронутым даже те произведения, которые традиция считает самыми важными для характеристики учения Платона. Этот скеп- тицизм, или <гиперкритицизм>, не имел, однако, успеха в русской историко-философской науке. Ни акад. А.Н. Гиляров, ни проф. А.Ф. Лосев не сочли доводы против подлинности <Парменида> и <Софиста> убедительными. Возбуждение сомнений в том, что им самим с полным убеждением, bona fide, утверждалось, акад. А.Н. Гиляров считает наиболее характерным для Платона методом исс- ледования истины [см. 17. С. 354], а не основанием для отрицания у Платона взглядов, против которых сам Платон выдвигал возра- жения и которые, однако, удостоверяются всей совокупностью его сочинений. Что касается умолчания Аристотеля о платоновской критике <идей>, то, по мнению А.Н. Гилярова, оно ничего не доказывает [см. 17. С. 355-356]. Если основываться только на Аристотеле, то пришлось бы, например, утверждать, будто Платон не допускал существования <идей> отношений, <идей> отрицаний, <идей> про- изведений искусства или будто Платон не видел в <идеях> целей бытия и генезиса. Но эти учения налицо в ряде сочинений Платона, на которые сам Аристотель в других случаях ссылается как на принадлежащие Платону. Так, об <идеях> отношений и отрицаний Платон говорит в <Федоне> и <Софисте>, об <идеях> произведений искусства - в <Государстве> и <Кратиле>, об <идеях> как о целях существующего и возникающего -в <Федоне>, <Филебе> и <Госу- дарстве>. А так как нет оснований заподозрить Аристотеля в наме- ренном искажении учений Платона, то неточности, имеющиеся у Аристотеля в характеристике теории <идей>, естественнее объяснить небрежностью, встречающейся порой у самого Аристотеля [там же]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||