|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В частности, что касается довода <третий человек>, подробно сформулированного в <Пармениде>, то, как указывает А. Н. Гиляров, довод этот <совершенно ясно намечен в <Государстве> и в <Тимее>> [там же. С. 356]. В литературе о Платоне была высказана и другая точка зрения в объяснении платоновской <самокритики>, т. е. критики Платоном собственной теории <идей>. Авторы этой точки зрения или, точнее, гипотезы - Джордж Грот, Джексон и Гирцель. Все они не отрицают подлинности <Филеба>, <Парменида> и <Софиста>. Но они полага- ют, что диалоги эти, поздние в творчестве Платона, относятся к периоду, когда у Платона возникли сомнения в-истинности теории <идей>. Однако и в этой гипотезе нет необходимости: все противо- , речия теории <идей> могут быть выведены из диалектического учения Платона о нераздельном единстве тождественного и иного, единого и многого, пребывающего и подвижного [см. там же. С. 355]. 7. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взгля- дам на общество и государство. Платон менее всего похож на аполитичного мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим учреждениям. С философским идеализмом в нем сочетается глубокий интерес к общественным отношениям. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совер- шенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. О тяготении Платона к разработке вопросов общественного устройства хорошо говорит в рецензии на русский перевод <Поэ- тики> Аристотеля Н.Г. Чернышевский. <Платона, -писал Черны- шевский, -многие считают каким-то греческим романтиком, вздыхающим о неведомом и туманном, чудном и прекрасном крае, стремящимся... далеко, далеко от людей и земли... Платон был вовсе не таков... он не был праздным мечтателем, думал не о звездных мирах, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде всего Платон думал о том, что человек должен быть гражданином госу- дарства...> [43. С. 263-264]. Не удивительно поэтому, что вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обсто- ятельных своих произведения: написанный в большей своей части в эпоху зрелости, долго разрабатывавшийся трактат <Государство (ПоТлтеш,)> и произведение глубокой старости <Законы>. Они да- леко не равноценны. В <Государстве> учение об обществе разрабо- тано в тесной связи с центральным учением платоновского идеализма - с теорией <идей> - и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как обра- |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||