|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница зец и как норма должного эмпирической действительности. В то же время, несмотря на всю резкость этого противопоставления, в <Государстве> запечатлено удивительное знание и понимание столь резко критикуемой и отрицаемой Платоном эмпирической дейст- вительности. В сравнении с <Государством> <Законы> -произве- дение гораздо более <компромиссное>, в нем смягчен прежний, характерный для <Государства>, идеалистический ригоризм, сделан ряд далеко идущих уступок требованиям эмпирической реальности. К этим большим трактатам примыкают, дополняя их, диалоги <Политик> и отчасти <Критон>. В <Политике> Платон разделяет сферу научного знания на предписывающую цели и теоретическую. В науку, предписываю- щую цели, включается и наука государственного человека, предмет которой - верховное руководство государством, сходное по своей природе с искусством пастуха. Существующим, несвершенным формам государственного об- щежития предшествовала, по Платону, во времена глубокой древ- ности, в век правления Хроноса, совершенная форма общежития. В те времена сами боги, как божественные пастухи, управляли отдельными областями, а в жизни общества наблюдалась достаточ- ность всего необходимого для жизни, отсутствовали войны, разбои и раздоры. Люди непосредственно рождались из земли, не нужда- лись в жилищах и в постели, использовали немалые часы досуга для занятий философией. На этой стадии люди были свободны от обязанности борьбы с природой, и их соединяли узы дружбы. Однако взять этот строй за образец возможного наилучшего порядка невозможно - этого не дозволяют материальные усло- вия существования: необходимость самосохранения, борьба про- тив природы и против враждебных народов. Впрочем, недостижимый образец минувшего золотого века проливает свет на условия, в которых приходится жить современному человеку: вглядываясь в этот миновавший и невозвратный строй, мы видим, в чем состоит зло, препятствующее правильному устройству обще- ства и порождаемое нуждой, семейными отношениями, борьбой между народами. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||