|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Для Платона, как для ученого рабовладельческого общества, характерен чисто потребительский взгляд на производительный труд. Этот взгляд имеет результатом поразительный пробел в даль- нейших анализах Платона. Для него важно было начисто отделить высшие классы - воинов и правителей - от низшего класса ра- ботников продуктивного труда. В вопрос о том, каким образом работники специализированного труда должны подготовляться к правильному выполнению своих обязанностей, Платон не входит. Все его внимание сосредоточено на воспитании воинов-стражей и на определении условий их деятельности, которые закрепляли бы свойства, порожденные в них воспитанием. Однако отсутствие интереса к исследованию специализирован- ного труда не помешало Платону чрезвычайно полно характеризо- вать его структуру. Произошло это вследствие значения, которое Платон придавал принципу исполнения каждым разрядом работ- ников отведенной ему особой функции в хозяйстве. Впрочем, с точки зрения философских взглядов самого Платона, все значение общественного разделения труда состоит лишь в том, что разделение это подтверждает тезис об исключительной важности ограничения и регламентации: в отношении нравственности каж- дый разряд граждан должен быть сосредоточен на <делании своего>. Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и совершенной жизни всего общества в целом и его членов. Наисовершеннейшее по своему строю и оттого благое государ- ство обладает четырьмя главными доблестями: 1) мудростью, 2) му- жеством, 3) сдерживающей мерой и 4) справедливостью. Под <мудростью> Платон понимает не какое-либо техническое знание или умение, а высшее знание или способность дать добрый совет о государстве в целом - о способе направления его внутрен- них дел и о руководстве им в его внешних отношениях. Такое знание <охранительное>, а обладающие этим знанием правители - <совер- шенные стражи>. <Мудрость> -доблесть, принадлежащая не мно- жеству ремесленников, а весьма немногим - философам, - и есть, ближайшим образом, не столько даже специальность по руководству государством, сколько созерцание занебесной области вечных и |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||