Предыдущая страница Следующая страница

Я согласен с профессором А.Ф. Лосевым, который находит, что принятый
способ переводить греческое слово <ст(о(рроа^\т1> русским <благоразумие> не дает
смыслового эквивалента и что в применении его Платоном оно почти непереводимо.
Не надеясь на удачу, пытаюсь передать этот смысл словами <сдерживающая мера>,
довольно далекими от буквального значения.

совершенных <идей> - доблесть, в основе своей нравственная [см.
Госуд. IV, 428 В-429 А].

Только философы должны быть правителями, и только при
правителях-философах государство будет благоденствовать и не
будет знать существующего в настоящее время зла. <Пока в
городах, - говорит Платон, - не будут либо царствовать филосо-
фы либо искренно и удовлетворительно философствовать нынеш-
ние цари и властители, пока государственная сила и философия не
совпадут в одно... до тех пор ни для государств, ни даже, полагаю,
для человеческого рода нет конца злу> [Госуд. V, 473 D].

Но для достижения благоденствия правители должны быть не
мнимыми, лишь подобными философам, но философами истинны-
ми; под ними Платон разумеет только тех, которые <любят созерцать
истину> [там же. V, 475 Е].

Вторая доблесть, которой обладает наилучшее по своему уст-
ройству государство, - <мужество>. Оно, так же как и <мудрость>,
свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми
этих лиц больше. Платон разъясняет, что для того чтобы государство
как таковое было, например, мудрым, вовсе не требуется, чтобы
мудрыми были все без исключения его члены. То же и с мужеством:
для него достаточно, чтобы в государстве существовала хотя бы
некоторая часть граждан, обладающих способностью постоянно
хранить в себе правильное и согласное с законом мнение о том, что
страшно и что нет [см. там же. IV, 429 А-430 С, 428 Е].

В отличие от <мудрости> и от <мужества>, третья доблесть
совершенного государства, или <сдерживающая мера>, есть качество
уже не особого или отдельного класса, а доблесть, принадлежащая
всем членам наилучшего государства. Там, где она налицо, все члены
общества признают принятый в совершенном государстве закон и
существующее в нем правительство, сдерживающее дурные порывы.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna