Предыдущая страница Следующая страница

В позднейший период своей деятельности Платон испытал
влияние пифагорейцев и сам стал оказывать на них влияние. В
космологических построениях <Тимея> близость Платона к пифа-
горейцам граничит, как отметил акад. А.Н. Гиляров, с полной
нераздельностью [см. 17. С. 146]. Эта близость сказалась не только
в космогонии, но и в понимании природы <идей>, которые были в
этот период отождествлены у Платона с числами.

Аристотель подверг критике в 13-й книге <Метафизики> также
и этот позднейший вариант платоновского учения об <идеях>.

В основе критики Аристотеля лежит взгляд на число как на
абстракцию - при помощи понятия - некоторых сторон или
свойств вещей. Такие абстракции существуют, но возможность их
доказывает вовсе не то, что утверждают Платон и платоники: будто
в идеальном мире существуют отдельные от чувственных вещей
идеальные математические тела (в геометрии) и числа (в арифме-
тике). Общие положения в математических науках, говорил Ари-
стотель, относятся не к каким-либо обособленным предметам,
существующим <помимо пространственных величин и чисел, но
именно к ним...> [Мет. XIII, 3, 1077в 17-19]. Например, поскольку
вещи берутся -в абстракции -<только как движущиеся, о них
возможно много рассуждений - независимо от того, что каждая из
таких вещей собой представляет, а также от их привходящих
свойств, -и из-за этого нет необходимости, чтобы существовало
что-нибудь движущееся, отдельное от чувственных вещей, или
чтобы в этих вещах имелась для движения какая-то особая сущ-
ность...> [там же. XIII, 3, 1077в 22-27]. Конечно, в известном
смысле математика - наука не о чувственных предметах, но эти ее
нечувственные предметы - вовсе не <идеи> Платона, пребываю-
щие в нечувственном мире, обособленном и отдельном от чувст-
венных вещей. Правда, предметы, которые изучает математика и
которые имеют привходящее свойство быть чувственными, мате-
матика изучает не поскольку они чувственны. В этом смысле
математические науки не будут науками о чувственных вещах,
однако они не будут и науками об <идеях>, т. е. <о других сущест-
вующих отдельно предметах за пределами этих вещей> [там же. XII,
3, 1078а 2-5]. И Аристотель вполне одобряет прием исследователя

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna