|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В позднейший период своей деятельности Платон испытал влияние пифагорейцев и сам стал оказывать на них влияние. В космологических построениях <Тимея> близость Платона к пифа- горейцам граничит, как отметил акад. А.Н. Гиляров, с полной нераздельностью [см. 17. С. 146]. Эта близость сказалась не только в космогонии, но и в понимании природы <идей>, которые были в этот период отождествлены у Платона с числами. Аристотель подверг критике в 13-й книге <Метафизики> также и этот позднейший вариант платоновского учения об <идеях>. В основе критики Аристотеля лежит взгляд на число как на абстракцию - при помощи понятия - некоторых сторон или свойств вещей. Такие абстракции существуют, но возможность их доказывает вовсе не то, что утверждают Платон и платоники: будто в идеальном мире существуют отдельные от чувственных вещей идеальные математические тела (в геометрии) и числа (в арифме- тике). Общие положения в математических науках, говорил Ари- стотель, относятся не к каким-либо обособленным предметам, существующим <помимо пространственных величин и чисел, но именно к ним...> [Мет. XIII, 3, 1077в 17-19]. Например, поскольку вещи берутся -в абстракции -<только как движущиеся, о них возможно много рассуждений - независимо от того, что каждая из таких вещей собой представляет, а также от их привходящих свойств, -и из-за этого нет необходимости, чтобы существовало что-нибудь движущееся, отдельное от чувственных вещей, или чтобы в этих вещах имелась для движения какая-то особая сущ- ность...> [там же. XIII, 3, 1077в 22-27]. Конечно, в известном смысле математика - наука не о чувственных предметах, но эти ее нечувственные предметы - вовсе не <идеи> Платона, пребываю- щие в нечувственном мире, обособленном и отдельном от чувст- венных вещей. Правда, предметы, которые изучает математика и которые имеют привходящее свойство быть чувственными, мате- матика изучает не поскольку они чувственны. В этом смысле математические науки не будут науками о чувственных вещах, однако они не будут и науками об <идеях>, т. е. <о других сущест- вующих отдельно предметах за пределами этих вещей> [там же. XII, 3, 1078а 2-5]. И Аристотель вполне одобряет прием исследователя |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||