Предыдущая страница Следующая страница

Настоящая цель человеческой жизни - не наслаждения, а <бла-
женство> [см. Ник. этика. X, 6, 1176а 30-32]. Ни в чем не нуждаясь,
блаженство принадлежит к деятельностям, которые желательны
сами по себе, а не ради чего-нибудь иного. Это деятельности, в
которых человек не стремится ни к чему иному, помимо самой
своей деятельности. Блаженство не может состоять в развлечениях:
за исключением блаженства, мы все другое избираем ради другого,
и только блаженство есть цель.

Блаженная жизнь сообразна с добродетелью и притом с важ-
нейшей, которая присуща лучшей части души. Деятельность этой
части созерцательная. Такая деятельность -самая важная и самая
непрерывная. Деятельность созерцания не только дает блаженство,
к ней примешивается и наслаждение, так как созерцание истины
есть самая приятная из всех деятельностей, сообразных с доброде-
телью. Кроме того, созерцанию наиболее свойственна <самодоста-
точность>: мудрец может предаться созерцанию и один сам с собой,
и тем лучше, чем он мудрее. Может быть даже лучше, если у него
есть сотрудники, но во всяком случае он самый <самодостаточный>.

Созерцание-единственная вещь, которую любят лишь ради
него самого, ибо от него, кроме созерцания, ничего не происходит:
напротив, действиями мы всегда достигаем чего-либо сверх самого
действия.

Наконец, блаженство состоит в досуге, ибо мы не знаем досуга
ради приобретения досуга, тогда как мы ведем войну ради мира [см.
там же. X, 1177в 4-6].

Совершенство, присущее созерцанию, делается, по Аристотелю,
особенно ясным, если сопоставить созерцание с практическими
добродетелями. Деятельность этих добродетелей заключается в по-
литике или в войне, но такая деятельность, особенно военная,

лишена досуга. Деятельность политика тоже лишена досуга и всегда
имеет в виду, помимо самого управления, власть и почести. Даже
если она имеет в виду собственное блаженство или блаженство
граждан, то все же очевидно, что это иное блаженство, чем искомое
нами. <Хотя нельзя отрицать, - заключает Аристотель, - что доб-
родетельная деятельность политическая и военная выдается над
другими по красоте и величию, но все же она лишена досуга, стремится
всегда к известной цели и желательна не ради самой себя. Напротив,
созерцательная деятельность разума отличается значительностью, су-
ществует ради себя самой, не стремится ни к какой внешней для нее
цели и заключает в себе ей одной присущее наслаждение, которое
усиливает энергию> [Ник. этика. X, 7, 1177в 16-21].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna