|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Впрочем, такая жизнь, по Аристотелю, более значительна, чем это возможно для человека. Если бы даже какой-нибудь человек и прожил ее, то не потому, что он человек, а потому, что в нем есть нечто божественное. И все же именно к такой жизни, сообразной с разумом, должен стремиться человек. И не следует внимать тем, кто увещевает нас заботиться лишь о близких людях, так как мы сами люди, и лишь о бренных вещах, ибо мы сами смертны. Напротив, необходимо как можно больше стремиться к бессмертию, делать все возможное, чтобы жить сообразно с тем, что в нас всего сильнее и значительнее. Ибо хотя оно по объему и невелико, однако по значению и силе превышает все остальное. Можно даже сказать, что каждый человек, в сущности, есть только это, так как именно оно в нем лучшее и властвующее. Разумная жизнь естественна для человека, так как она-то и делает его человеком по преимуществу [см. там же. X, 7, 1178а 7]. Изображенный Аристотелем этический идеал запечатлен ярки- ми чертами общества, в котором он сложился и был осознан. Высшей доблестью провозглашается теоретическое созерцание ис- тины: самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практи- ческой деятельности. Предпосылка философской жизни -досуг, порождаемый рабским трудом и достатком, созданным на основе этого труда. В характерной для этики Аристотеля норме <середины> явно проступают социальные черты носителя и осуществителя этой нормы - изящного, хорошо воспитанного, во всем руководствую- щегося законом красоты гражданина полиса. По верному замеча- нию А. Гранта, <закон цест^тг)^, обнаруживаемый в храбрости, умеренности, щедрости и великодушии, образует благородный, свободный и блестящий человеческий тип. Распространите его так же, как это делает Аристотель, на некоторые качества темперамента, речи, манер, и вы будете иметь перед собой портрет греческого гражданина> [55; Vol. 1. P. 261]. В еще большей степени, чем метафизика, этическое учение Аристотеля - явление общественной мысли в рабовладельческой Греции середины и начала второй половины IV в. до н. э. Еще более резко эта обусловленность теории классовой структурой и отношениями классов рабовладельческого античного общества обнаружится в <Политике>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||