|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница 12. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ В этике Аристотель развил как образец и как цель блаженной жизни идеал созерцательного постижения истины. Аристотель при- знал этот идеал трудно достижимым, доступным в полной мере лишь для божества. Человек может и должен стремиться к нему, так как в человеке также есть нечто божественное. И все же учение Аристотеля далеко от мистического идеализма Платона. Достижение высшей цели жизни вовсе не означает для него бегства от действительности. Аристотель - не Плотин, кото- рый, спустя свыше полтысячи лет, имея в виду мир умопостигае- мый, бросит клич: <Бежим в милую отчизну!> Хотя высшая цель - созерцательное постижение, интеллектуальная интуиция, однако человеческая природа, по Аристотелю, несовершенна. В силу ее несовершенства жизнь нуждается в ряде благ, которые по отноше- нию к главной цели - низшие и подчиненные. Необходимы и телесное здоровье, и пища, и определенные условия жизни. В числе этих благ как на необходимое условие жизни Аристотель указывает на богатство. Он сравнивает его с орудиями, которые мы избираем в качестве средств для преследуемой цели. Под богатством в точном смысле слова Аристотель понимает <накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения> [8. 1, 3, 1256в 29-30]. Для Аристотеля как теоретика античного рабовладельческого общества весьма характерно, что на богатство он смотрит исклю- чительно с потребительской точки зрения рабовладельца. Для него быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство - действительное осуществление владения, или пользование тем, что составляет имущество [см. 10. 1, 5, 136la 23-24]. Но именно поэтому истинное, самодостаточное для благой жизни имущество не беспредельно. Ценно этически только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство, и благо есть то, что оказывается не в избытке; то же, чего оказывается больше, чем нужно, дурно [см. тамже. 1,6, 1363а2-3]. Междукрааностямирасточительности, т. е. недостаточной заботы о хозяйственных благах, и скупости, или излишнего старания о них, лежит средняя мера в распоряжении имуществом. Это <щедрость> -доблесть свободного и благород- ного человека. Щедрый наилучшим способом использует вещь, раздает хозяйственные блага ради прекрасного и притом правиль- ным образом. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||