|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Расточителя еще могут научить время и опыт, и он может из мота превратиться в щедрого человека, но скупость неизлечима. Для достижения высшего блаженства достаточны небольшие иму- щественные средства. Не следует думать, будто блаженный нужда- ется во многих и великих материальных благах, хотя без них нельзя быть благополучным, ибо самодостаточность и нравственная дея- тельность не требуют материального избытка и можно совершать прекрасные действия, не будучи повелителем земли и моря. Среди различных форм скупости Аристотель особенно сурово осуждает тот ее вид, который состоит в чрезмерном приобретении. Отношение Аристотеля к нему определяется установленным им различием двух противоположных видов, или типов, хозяйства. Это <экономика> и <хрематистика>. <Экономика> - правильный тип хозяйственной деятельности. Ее цель - разумное удовлетворение хозяйственных потребностей <дома> или семьи - первичной еди- ницы общества и государства. <Экономика> доставляет семье все, что необходимо для того, чтобы ее члены могли достигать высшей цели - блаженства. Приобретение, осуществляемое экономикой, - <приобретение, согласное с природой>. Напротив, <хрематистика> -отрицательный и осуждаемый Аристотелем тип хозяйственной деятельности. Цель <хрематисти- ки> - служение не высшим задачам человеческой жизни, а неог- раниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению. Здесь стяжание - самоцель, осуществляется оно ради самих хозяй- ственных благ. Противоположность <экономики> <хрематистике> выясняется из анализа войны как явления общественной жизни. По Аристотелю, война также есть род хозяйственной деятельности, искусство при- обретения, так как часть войны составляет охота: охотиться необ- ходимо не только на зверей, но и на тех людей, которые по природе предназначены к подчинению, но не желают подчиняться. <Эконо- мика> распространяется на все виды приобретения богатства, со- ответствующего природе. Ни в одном из видов искусства орудие не может быть беспредельным - ни по величине, ни по количеству. Так как богатство - это тоже совокупность орудий, полезных для домашней и для государственной жизни, то оно не беспредельно. С <экономикой> совпадает только такое приобретение государст- венных благ, которое сообразно с природой. Напротив, <хремати- стика> есть приобретение хозяйственных благ, противоречащее природе, не знающее предела стремление к владению. Родилась <хрематистика> из обмена. Первоначально обмен возник ради целей жизни и был согласован с природой и необходим, так как имел целью восполнение недостающего для самодостаточности. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||