Предыдущая страница Следующая страница

Расточителя еще могут научить время и опыт, и он может из
мота превратиться в щедрого человека, но скупость неизлечима.
Для достижения высшего блаженства достаточны небольшие иму-
щественные средства. Не следует думать, будто блаженный нужда-
ется во многих и великих материальных благах, хотя без них нельзя
быть благополучным, ибо самодостаточность и нравственная дея-
тельность не требуют материального избытка и можно совершать
прекрасные действия, не будучи повелителем земли и моря.

Среди различных форм скупости Аристотель особенно сурово
осуждает тот ее вид, который состоит в чрезмерном приобретении.
Отношение Аристотеля к нему определяется установленным им
различием двух противоположных видов, или типов, хозяйства. Это

<экономика> и <хрематистика>. <Экономика> - правильный тип
хозяйственной деятельности. Ее цель - разумное удовлетворение
хозяйственных потребностей <дома> или семьи - первичной еди-
ницы общества и государства. <Экономика> доставляет семье все,

что необходимо для того, чтобы ее члены могли достигать высшей
цели - блаженства. Приобретение, осуществляемое экономикой, -
<приобретение, согласное с природой>.

Напротив, <хрематистика> -отрицательный и осуждаемый
Аристотелем тип хозяйственной деятельности. Цель <хрематисти-
ки> - служение не высшим задачам человеческой жизни, а неог-
раниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению.
Здесь стяжание - самоцель, осуществляется оно ради самих хозяй-
ственных благ.

Противоположность <экономики> <хрематистике> выясняется
из анализа войны как явления общественной жизни. По Аристотелю,
война также есть род хозяйственной деятельности, искусство при-
обретения, так как часть войны составляет охота: охотиться необ-
ходимо не только на зверей, но и на тех людей, которые по природе
предназначены к подчинению, но не желают подчиняться. <Эконо-
мика> распространяется на все виды приобретения богатства, со-
ответствующего природе. Ни в одном из видов искусства орудие
не может быть беспредельным - ни по величине, ни по количеству.
Так как богатство - это тоже совокупность орудий, полезных для
домашней и для государственной жизни, то оно не беспредельно.
С <экономикой> совпадает только такое приобретение государст-
венных благ, которое сообразно с природой. Напротив, <хремати-
стика> есть приобретение хозяйственных благ, противоречащее
природе, не знающее предела стремление к владению. Родилась
<хрематистика> из обмена. Первоначально обмен возник ради целей
жизни и был согласован с природой и необходим, так как имел
целью восполнение недостающего для самодостаточности.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna