|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Однако с появлением денег, ставших средством менового обра- щения и сбережения ценностей, обмен утратил непосредственную связь с удовлетворением потребностей и стал орудием беспредель- ного обогащения. Из этого нового менового оборота естественно развилась <хрематистика>. Она больше всего имеет дело с деньгами, и ее задача - беспредельное порождение богатства и хозяйствен- ных благ. Так, в лечебном деле никто не стремится ни изготовлять, ни накоплять больше лекарств, чем их нужно для излечения болез- ни. Напротив, в <хрематистике> цель и средства совпадают, нет предела для самой цели, и эта цель -богатство. Естественное стремление к увеличению хозяйственных благ перерождается в противоестественное и безграничное стяжательст- во оттого, что люди начинают заботиться только о жизни, а не о высшем благе. С возникновением денежного обмена хозяйственными благами начинают называть все, <ценность чего измеряется деньгами> [Ник. этика. IV, 1, 1119в 26-27]. Такая оценка, впрочем, не относится к измерению цели, для которой хозяйство служит средством: ценность имущества определяется величиной его хозяйственного значения, а ценность дела - его величием и красотой. Поэтому взгляд Ари- стотеля на хозяйственные ценности обусловливается его этическими и социально-политическими воззрениями. Раскрываются эти воззре- ния в восьми книгах замечательного обширного трактата Аристо- теля <Политика>, который остался незаконченным. В <Политике> рассматриваются различные общественные отношения и оценивают- ся различные формы государственного устройства. Государство - это <некий вид общения>. Го- гос^^^д сударство - только одна, высшая форма об- щения между людьми. В пределах государства существует целая система других социальных отношений со своими особыми целями и особыми путями развития. Каждый частный вид общения возникает в целях какого-либо блага [см. 8. 1, 1, 1252а 2]. В экономических отношениях Аристотель видит только соци- альные формы общения и выделяет из них три вида: 1 ) общение в границах отдельной семьи, или <дома> (оТкос;); 2) общение в смысле |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||