|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница ведения хозяйственных дел; 3) общение для обмена благами. Все экономические отношения имеют целью только выгоду, и к ней сводятся в них все расчеты. Напротив, в общении, называемом дружбой, и тем более в общении, образующем государство, мотивы, определяющие поведение людей, совершенно другие. Положить в основу государства имущественную выгоду граждан значило бы принизить государственное общение до общения только хозяйст- венного. Государство существует <не просто ради существования, но скорее ради благой жизни> [там же. Ill, 9, 1280а 32-33] Противопоставляя государство другим видам общения, Аристо- тель заканчивает свой анализ следующим выводом. <Ясно, - гово- рит он, -что государство не есть ни топографическое общение, ни охранительный союз против несправедливостей, ни общение ради хозяйственного обмена. Все это необходимо должно быть, чтобы создалось государство, но пока есть только это, государство еще не возникает. Оно возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни> [8. Ill, 13, 1280в 29-35]. С.А. Жебелев переводит то^ ей Z^v EVEKSV - <чтобы жить счастливо> - менее адекватно, чем В.Я. Железнов, -<ради благой жизни> (см. <Политика> Аристотеля, пер. С.А. Жебелева. М., 1911. С. 115; В.Я. Железнов. Цит. соч. С. 187). Человек по природе - существо государственное [см. там же. 1, 2, 1253а 2-3], и если кто-либо в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, тот или выше человека, или недоразвит в нравственном отношении. Совершен- ством человека предполагается совершенный гражданин, а совер- шенством гражданина, в свою очередь, -совершенность его государства. Взгляд этот в высокой мере типичен для наблюдателя и исследователя жизни греческх полисов, каким был Аристотель. Природа государства, согласно Аристотелю, стоит <впереди> природы семьи и индивида: необходимо, чтобы целое предшество- вало своей части. И действительно, всякий предмет определяется совершаемым им актом и возможностью совершить этот акт; раз эти свойства у предмета утрачены, нельзя уже говорить о нем как о таковом: останется только его обозначение. Поэтому, если отдель- ный человек <не способен вступить в общение или, считая себя существом самодостаточным, не чувствует потребности ни в чем, он уже не составляет элемента государства, но становится либо животным, либо богом> [8. 1, 1, 12, 1253а 26-29]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||