|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Аристотель. Метафизика / Пер. А.Ф. Лосева. С. 143-144. арифметики или прием геометра, которые в своих абстракциях стремятся <поместить отдельно то, что в отдельности не дано> [там же. XIII, 3, 1078а 21-22], но которые тем не менее <говорят о реальных вещах и утверждают, что их предметы - реальные вещи> [там же. XIII, 3, 1078а 29-30]. Именно этот взгляд Аристотеля на природу математических абстракций сделал его противником не только раннего, но и позднего учения Платона об <идеях>, которые в это время превра- тились у Платона в пифагорейские числа. Но, согласно Аристотелю, никакие числа не могут быть <идеями> в платоновском смысле, а <идеи> не могут быть числами. Если, например, принять, что <идея> человека или <человек в себе> - это тройка, то в таком случае любая тройка <не является нисколько не больше человеком, чем какая угодно другая> [Мет. XIII, 7, 1081а II-12]. А если <идеи>-не числа, то тогда они вообще существовать не могут [см. там же. XIII, 7, 1081а 12-13], и поместить <идеи> невозможно ни раньше чисел, ни позже их. 3. ОНТОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ И УЧЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИИ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ И ЧУВСТВЕННЫМ БЫТИЕМ На пороге теоретической философии Аристотеля мы встречаем введенное им понятие субстанции. Под субстанцией Аристотель понимает бытие вполне самобытное, существующее в самом себе, но не в чем-либо ином. Как такое бытие, не способное существовать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении, как его предикат, или атрибут, но только как его субъект. Так как общее есть общее для множества предметов, то субстан- цией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией в смысле Аристотеля может быть только единичное бытие. Только оно одно самобытно в точном смысле слова. Для понимания дальнейшего аристотелевского развития учения о единичном, или субстанциальном, бытии необходимо помнить, что, ведя свой анализ независимого объективного бытия, Аристо- тель неуклонно имеет в виду это бытие как предмет познания, протекающего в понятиях. Другим словами, он полагает, что суще- ствующее само по себе и потому совсем независимое от сознания человека бытие уже стало предметом познания, уже породило понятие о бытии и есть в этом смысле уже бытие как предмет понятия. Если не учесть этого, то учение Аристотеля о бытии может показаться более идеалистическим, чем оно есть на деле. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||