|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница По Аристотелю, для нашего понятия и позна- °^*" " *"^'^^""' ния единичное бытие есть сочетание <формы> и <материи>. В плане бытия <форма> - сущность предмета. В плане познания <форма> - понятие о предмете или те определения су- ществующего в себе предмета, которые могут быть сформулированы в понятии о предмете. Согласно Аристотелю, то, с чем может иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета. Напротив, если мы отвлечемся от понятия, то из всего содержания самого предмета останется только то, что ни в коем смысле не может уже стать предметом знания. Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть понятием предмета. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое и не текучее бытие, а только бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых только и существует непреходящая сущность, всегда будут только предметами преходя- щими, текучими. Однако такое познание может быть только позна- нием или понятием о <форме>. Эта <форма> для каждого предмета, <формой> которого она является, вечна: не возникает и не погибает. Допустим, мы наблюдаем, как, например, глыба меди становится статуей, получает <форму> статуи. Это нельзя понимать так, словно <форма>, т. е. известное мыслимое нами очертание, возникла здесь впервые. Это следует понимать только так, что предмет (материал меди) впервые принимает очертание, которое как таковое никогда не возникало. Очертание это становится <формой> данной глыбы меди, но <форма> сама по себе не возникает здесь как <форма ()шрт)>. Таким образом, в <форме> Аристотеля соединяются вечность и общность. Установление этих определений <формы> дает возмож- ность продолжить исследование субстанции, или самобытного еди- ничного бытия. Предыдущим выяснено, что <форма>-общее, реально же единичное. Поэтому для того, чтобы <форма> могла стать <формой> такого-то единичного или индивидуального пред- мета, необходимо, чтобы к <форме> присоединилось еще нечто. Но если к <форме> присоединится нечто, способное быть выраженным посредством определенного понятия, то это вновь будет <форма>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||