|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Критерием для определения правильных форм государственного строя Аристотель признает способность формы правления служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются об- щественной пользой, то, согласно Аристотелю, такие формы госу- дарственного устроения, независимо от того, правит ли один, или немногие, или большинство, - формы правильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы - или одного лица, или немногих, или большинства, -являются формами, от- клоняющимися от нормальных. Поэтому, согласно теории Аристо- теля, возможны всего шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны: 1) монархия (или царская власть) - правление одного, 2) аристократия - правление немногих, но более одного, и 3) полития-правление большинства. Монархия-тот вид единодержавия, который имеет целью общую пользу. Аристок- ратия - правление немногих, при котором правящие (ар1етто1 - <лучшие>) также имеют в виду высшее благо государства и входящих в него элементов. Наконец, полития - правление, когда в интересах общей пользы правит большинство. Но высшая степень доброде- тели для большинства может проявляться в народной массе в отношении к военной доблести. Поэтому в политии высшей вер- ховной властью пользуются лица, имеющие право владеть оружием [см. 8. Ill, 5, 1279а 25-1279в 4]. Согласно Аристотелю, монархия - первоначальная и самая божественная из всех форм государственного строя [см. 8. IV, 1, 1289а 40]. Если она не звук пустой, а существует реально, то она может основываться только на высоком превосходстве монарха. По-видимому, однако, наибольшие симпатии Аристотеля склоня- лись на сторону политии. Именно в политии достижим тот строй, при котором власть находится в руках <среднего элемента> обще- ства, так как в политии руководящей силой общества может стать и становится элемент, находящийся между противоположными полюсами чрезмерного богатства и крайней бедности. Люди, при- надлежащие обоим этим полюсам, не способны повиноваться до- водам разума: трудно следовать за этими доводами человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому, или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхнизкому по своему политическому положению. Люди первой категории чаще всего становятся наглецами и крупными мерзавцами; люди вто- рой категории -подлецами и мелкими мерзавцами. Люди сверх- богатые не способны и не желают подчиняться; люди слишком |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||