Предыдущая страница Следующая страница

Критерием для определения правильных форм государственного
строя Аристотель признает способность формы правления служить
делу общественной пользы. Если правители руководствуются об-
щественной пользой, то, согласно Аристотелю, такие формы госу-
дарственного устроения, независимо от того, правит ли один, или
немногие, или большинство, - формы правильные, а те формы, при
которых правящие имеют в виду личные интересы - или одного
лица, или немногих, или большинства, -являются формами, от-
клоняющимися от нормальных. Поэтому, согласно теории Аристо-
теля, возможны всего шесть форм государственного строя: три
правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в
виду общую пользу, правильны: 1) монархия (или царская власть) -
правление одного, 2) аристократия - правление немногих, но более
одного, и 3) полития-правление большинства. Монархия-тот
вид единодержавия, который имеет целью общую пользу. Аристок-
ратия - правление немногих, при котором правящие (ар1етто1 -
<лучшие>) также имеют в виду высшее благо государства и входящих
в него элементов. Наконец, полития - правление, когда в интересах
общей пользы правит большинство. Но высшая степень доброде-
тели для большинства может проявляться в народной массе в
отношении к военной доблести. Поэтому в политии высшей вер-
ховной властью пользуются лица, имеющие право владеть оружием
[см. 8. Ill, 5, 1279а 25-1279в 4].

Согласно Аристотелю, монархия - первоначальная и самая
божественная из всех форм государственного строя [см. 8. IV, 1,
1289а 40]. Если она не звук пустой, а существует реально, то она
может основываться только на высоком превосходстве монарха.
По-видимому, однако, наибольшие симпатии Аристотеля склоня-
лись на сторону политии. Именно в политии достижим тот строй,
при котором власть находится в руках <среднего элемента> обще-
ства, так как в политии руководящей силой общества может стать
и становится элемент, находящийся между противоположными
полюсами чрезмерного богатства и крайней бедности. Люди, при-
надлежащие обоим этим полюсам, не способны повиноваться до-
водам разума: трудно следовать за этими доводами человеку
сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому,
или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхнизкому
по своему политическому положению. Люди первой категории чаще
всего становятся наглецами и крупными мерзавцами; люди вто-
рой категории -подлецами и мелкими мерзавцами. Люди сверх-
богатые не способны и не желают подчиняться; люди слишком

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna