|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница бедные живут униженно, не способны властвовать, а подчиняться умеют только той власти, которая проявляется у господ над рабами. В результате вместо государства из свободных людей получается государство, состоящее из господ и рабов , или государство, где одни полны зависти, другие -презрения [см. 8. IV, 9, 1295в 5-10; 12-23]. Напротив, в правильно устроенном государстве, кроме власти господствующих классов над рабами, должно существовать правильное господство одних свободных над другими и правильное подчинение вторых первым. Поэтому человек свободный сам дол- жен научиться повиновению, прежде чем он научится повелевать и властвовать. Проявлять государственную власть правитель должен научиться, пройдя сам школу подчинения; нельзя хорошо началь- ствовать, не научившись повиноваться [см. там же. Ill, 2, 1277в 7-13]. Именно в политии это двойное умение повелевать и пови- новаться достигается всего лучше. Но все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправиль- ные. Таких -неправильных -форм существует три: 1) тирания, 2) олигархия и 3) демократия. При этом тирания - в сущности та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь правителя; олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных <классов>, а демократия -интересы неимущих <классов>. Одина- ковой чертой всех форм Аристотель считает то, что ни одна из них не имеет в виду общей пользы [см. там же, III, 5, 1279в 4-10]. Тирания - наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Тирания - безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных; она всегда возникает против их желания; никто из свободных людей не согласится добровольно подчиняться такого рода власти. Тираны -враги всех нравственно-благородных людей, опасных для их господства: люди нравственно-благородные, поскольку они не пре- тендуют на деспотическую власть и в силу этого пользуются дове- рием как в своей среде, так и среди других, не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих. Тиран стремится вселить малодушное настроение в своих подданных, поселить среди них взаимное недоверие и лишить их политической энергии [см. 8. V, 9,8-9]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||